Найти тему
МОРСКОЙ КОНЁК

Частная собственность против общественной

Сокращается количество сельских жителей. В то время, как небольшое количество людей, обладающих властью, денежными средствами и большими возможностями, богатеют и расширяют свои хозяйства, остальная масса, не справляясь с проблемами, всё больше бросает работу в деревнях и перебирается в города.

Прежние права на заготовку дров, сбор лесных продуктов, охоту и рыбную ловлю, выпас домашнего скота на общих лугах всё больше ликвидируются, заменяясь драконовскими законами со всё более ужесточающимися наказаниями. «Сильные мира сего» перекраивают природу по своему желанию: вырубают леса, осушают болота, создают искусственные пруды, тем самым нарушая веками устоявшуюся экологию, что, в свою очередь, ухудшает жизнь простых сельских жителей.

Но главное здесь – открытый захват небольшой кучкой людей земель, которые раньше всегда считались общественным достоянием. Всё это – ради создания больших сельскохозяйственных предприятий или даже не сельскохозяйственных, но дающих хороший доход.

Результатом всех этих процессов становится вымирание сельского населения. Многие деревни превращаются в пустоши, а целые края, где когда-то кипела жизнь, практически обезлюдевают.

В то же время города заполняются выходцами из села, где они в поисках работы вынуждены теснить коренных горожан. Естественно, что это сказывается и на криминогенной обстановке, потому что безработному человеку нужно как-то выживать, и он ищет любые способы добыть себе средства.

Растёт миграция «лишнего населения». Не находя на родине возможности достойной жизни, люди в массовом порядке уезжают из страны, чтобы покорять другие страны – кто-то мирным образом, налаживая жизнь в чужих краях, а кто-то – с оружием в руках, фактически добывая в военных операциях на чужих землях преференции для тех, кто его же и согнал с земли, кормившей много поколений его предков.

В масштабах страны этот процесс приводит к снижению рождаемости, поскольку городское население почти всегда воспроизводит себя намного слабее, чем сельское.

Если вы думаете, что всё вышеописанное, картина нашей современной жизни, то вы ошибаетесь. Речь идёт о Великобритании, где в период позднего Средневековья развернулась земельная революция, закончившаяся ликвидацией британского крестьянства как класса к XIX веку.

В ранний период земли, на которых трудились английские крестьяне были общественными, и они распределялись между семьями общины, так что каждая обрабатывала свою полосу. Можно сказать, что каждый из крестьян арендовал надел для пользования, но не имел его в частной собственности (принцип «открытого поля»). Так же в общем пользовании находились пастбища для домашнего скота, лесные угодья, водоёмы, и крестьяне пользовались всем этим на общих основнаиях.

В середине прошлого тысячелетия начался процесс «огораживания», при котором феодалы стали вытеснять земледельцев, превращая пахотные земли в свои пастбища для разведения овец. Англия превращалась в крупнейшего производителя шерсти и сукна для Европы и колоний, и овцеводство давало в несколько раз больше доходов, чем ковыряющиеся в земле на своих узких наделах крестьяне со своим зерном.

Огораживание земли
Огораживание земли

Конечно, сопротивление было достаточно сильным. Помимо крестьянских восстаний во всех графствах возникали разбойничьи шайки – можно сказать, партизанские отряды, которые подавлялись жестокими методами. Но победил экономический интерес, для которого крупное хозяйство эффективнее мелких, и частная собственность сменила общественную.

В более поздние времена борьба постепенно стала переходить в политическое русло, становясь одной из тем парламентских баталий. Чтобы освободить больше земли, в ход шли и другие «ничейные» места. С XVIII века активно осушались болота, выравнивались холмистые и овражистые территории. К концу XIX века общественных территорий почти не осталось.

К чему привели огораживания в Великобритании? Разорение крестьян, покидающих деревни, с одной стороны, дало возможность крупным землевладельцам создать более прибыльные предприятия. С другой стороны, огромная масса бывших крестьян, перебравшись в города, превратилась в рабочих, ставших главным расходным материалом для промышленной революции в Великобритании, которая на несколько веков стала самой экономически развитой страной мира.

Другая часть вытесненных из деревни людей отправилась за океан – в Америку, Азию, Африку и Австралию. Кто-то из них делал карьеру завоевателей и первопроходцев, устанавливая на чужих землях британский протекторат, кто-то осваивал новые территории в качестве фермеров и предпринимателей. За несколько веков Британская Империя стала крупнейшей в мире, английский язык превратился в международный, а англо-саксонская культура взяла на себя лидирующую роль.

За всё это заплатили английские, шотландские, уэльские, а затем и ирландские крестьяне. Уже к началу ХХ века, когда в европейских странах больше половины населения составляли сельские жители, в Великобритании более трёх четвертей населения жило в городах. Победа «демократии частной собственности» над патриархальной общественной собственностью привела к тому, что в настоящее время половина земельных владений в Великобритании находятся во владении 0,06% населения.

Вымершее поселение в Шотландии
Вымершее поселение в Шотландии

Население страны растёт, но интересный факт: больше половины детей, которые рождаются на территории Великобритании, имеют иностранное происхождение, то есть идёт процесс этнического обновления, когда на смену англо-саксам приходят выходцы из Пакистана, Индии и Восточной Европы.

Считать ли произошедшее в Англии трагедией или благом (лорд-спикер парламента по традиции сидит на мешке с шерстью), каждый решает по-своему. Процесс вытеснения крестьян в города происходил и продолжает происходить во всех развитых странах. И всегда находятся как сторонники частной собственности на землю, так и те, для кого сохранение сельской культуры как основы нации имеет большее значение. Конечный выбор определяет, каким окажется будущее страны.

У тех стран, где сельское население ещё до конца не вымерло, пока есть шанс определиться в этом вопросе. А жителям, которые могут повлиять на решение, стоит подумать, можно ли верить тем, кто много говорит о национальном возрождении, но при этом обрубает корни своего народа.