Найти тему

Откуда у песни "Ноктюрн" "(Ночью, в узких улочках Риги") славянские мотивы

Оглавление

Прочитал статью одной россиянки, которая переехала вместе с мужем жить в Латвию. Судя по всему, супруг её день и ночь вкалывает, а жена гуляет по Старой Риге и сочиняет статьи на разные темы под общим девизом: "Что вижу, о том и пою". Так, новоиспечённая специалистка по Латвии в очередной своей публикации остановилась на знаменитой песне «Ноктюрн» («Ночью, в узких улочках Риги»), которую она услышала в одном из местных ресторанов.

Автор в гостях у композитора Александра Кублинского. Фото из моего личного архива
Автор в гостях у композитора Александра Кублинского. Фото из моего личного архива

О композиторе не упомянули

"Вот оно, истинное неповторимое латышское звучание!" - отметила бывшая россиянка, а теперь "эксперт" по всем латвийским вопросам.

В статье она написала о чём угодно, но только забыла упомянуть, что музыку к "Ноктюрну" написал знаменитый советской композитор Александр Кублинский. Да-да, именно советский.

Коренной рижанин вовсе не был латышом по национальности, а поляком, то есть славянином. Причём не католиком даже, а православным по вере. Дома у маэстро кругом висели русские иконы. Да и мама у него была русской.

В гостях у маэстро

К сожалению, Кублинский уже ушёл из жизни, причём относительно недавно - 24 января 2018 года. Причём я был знаком с ним лично. Поскольку мы жили неподалёку друг от друга в рижском Задвинье, то я периодически заходил к нему в гости.

Причём заходил не один, а со своей очаровательной собачкой - шелти по кличке Рокки. Композитор жил на последнем, восьмом этаже элитарного дома из жёлтого кирпича на улице Агенскална.

Примечательно, что он учился в Рижской музыкальной школе имени Дарзиня вместе с будущим народным артистом СССР, легендарным солистом Большого театра СССР Марисом Лиепой. Они дружили всю жизнь.

В этом доме жил маэстро А. П. Кублинский. Фото автора
В этом доме жил маэстро А. П. Кублинский. Фото автора

"Ноктюрн" звучал из каждого утюга

В своё время Александр Петрович рассказал мне в интервью о том, как именно он записал свой культовый "Ноктюрн", который в конце 60-х звучал, что называется, из каждого утюга.

Тогда никому особо не известный композитор из Советской Прибалтики вдруг проснулся знаменитым на весь СССР. "Ноктюрн" и поныне часто называют неформальным гимном Риги.

Причём песня была записана как раз благодаря дружбе с Марисом Лиепой, который к тому времени уже уехал в Москву. Именно он и помог родиться шедевру.

Латвийское радио отвергло

Когда рижский композитор с польскими корнями заглянул на Латвийское радио на Домской площади, там ему сказали прямо: "Нам такая славянская песня не нужна!"

В общем, отфутболили куда подальше. После чего Александр Кублинский позвонил Марису Лиепе прямиком в Москву. "Я написал песню о Риге, а Рига её не принимает!" - пожаловался молодой композитор своему другу детства.

А у артиста балета к тому времени уже многое было "схвачено" в Москве. Ведь Марис Лиепа выступал в Большом театре - главном театре Советского Союза. Его имя гремело по всей стране. Один балет "Спартак" чего стоил.

"Мелодия" прославила на весь Союз

"Сашка, давай-ка приезжай сюда!" - командирским голосом, не терпящим возражения, приказал лауреат Ленинской премии (1970) и народный артист СССР (1976).

Александр Кублинский тотчас прибыл к Марису Лиепе в Первопрестольную. И вскоре "Ноктюрн", выпущенный на отдельной мягкой пластинке всесоюзной фирмой грамзаписи "Мелодия", зазвучал по всему бескрайнему СССР.

Многие знали русские слова "Ноктюрна" наизусть. Когда люди исполняли "Ночью, в узких улочках Риги", то, казалось, они и сами шли по Старому городу столицы Латвийской ССР. Это было в таком далёком 1966 году. Получается, ровно 55 лет назад.

Мы жили недалеко друг от друга. Фото автора
Мы жили недалеко друг от друга. Фото автора

"Земляничную поляну" оценила Иоко Оно

Впрочем, всего Александр Кублинский написал порядка 300 песен. Как указывает Википедия, его "Земляничную поляну" вдова Джона Леннона Йоко Оно даже назвала одной из самых красивых в мире.

Эту песню исполняла, в частности, некогда популярная группа или, как говорили раньше, вокально-инструментальный ансамбль "Эолика", которым много лет руководил Борис Резник.

"Эолика" пела и "Ноктюрн". Кстати, русский текст написал уроженец Украины Григорий Горский.

Ночью, в узких улочках Риги
Слышу поступь гулких столетий.
Слышу века, но ты от меня далека,
Так далека, тебя я не слышу.
Ночью умолкают все птицы.
Ночью фонари лишь искрятся.
Как же мне быть?
Зарей фонари погасить?
Будут светить далекие звезды.
Ночью мое сердце крылато,
Верю, не забудешь меня ты.
Время придет — по улочкам Риги вдвоем
Вновь мы пройдем навстречу рассвету.
Ночью в узких улочках Риги
Жду я, жду я, вновь тебя жду я…

Интернациональный шлягер

В общем, получается, что в "Ноктюрне", который родился в Советской Латвии, есть и польские, и украинские нотки, и различные славянские мотивы.

Однако парадокс в том, что сегодня "знатоки" делают главный акцент лишь на "неповторимом латышском звучании". Впрочем, сейчас ведь очень модно всё переписывать в угоду новым политическим и прочим веяниям.

Дома за роялем. С последней супругой Даце. Фото автора
Дома за роялем. С последней супругой Даце. Фото автора

Немецкий Старый город

Примечательная деталь. Автор статьи о "Ноктюрне" пишет о том, что, когда она слушала песню, то представляла, как латыши строят свою замечательную Старую Ригу с её неповторимым Домским собором.

Хотя достаточно заглянуть в Интернет, чтобы выяснить, что Рига была основана вовсе не латышами, а немецким епископом Альбертом. Да и Домский собор ("один из главных латышских символов " - цитата из статьи) начали строить по его указанию. Это было ещё аж в 1211 году. Тогда латышского народа даже не было...

Кстати, автор статьи насочиняла и по поводу того, как вообще родился "Ноктюрн". Якобы её создатель сам прогуливался по Старой Риге и записал ощущения, которые у него возникли. Мол, посмотрел композитор в небо над головой, и у него в голове тут же родилась песня. В действительности всё было несколько иначе.

Мокасины помогли

Как рассказывал в своём интервью Александр Кублинский, в тот год он снимал в Юрмале дачу - пару комнат на берегу речки Лиелупе. Она находилась за местным яхтенным клубом.

До электрички приходилось идти пешком. В общем, топать. Увы, машины тогда у маэстро ещё не было. С другой стороны, 30-летний композитор без проблем преодолевал путь от дачи до железнодорожной станции.

На ногах у него были мокасины. Когда Кублинский шёл, именно они отбивали чёткий ритм, который явно чувствуется в песне. В итоге и родился культовый "Ноктюрн", написанный "православным поляком". Именно так говорил о себе культовый маэстро.

Читайте другие материалы автора:

Развеиваем мифы: Латвия - это многонациональная республика

Латышка уехала в Канаду, где столкнулась с национализмом

Аппетитные драники: тут нужна особая бульба

В Латвии подсчитали, когда в республике закончится население

Процент латышей в Латвии растёт, но в мире их всё меньше

Не пора ли вернуться в Российскую империю, которую мы потеряли

Давайте дружить! Ставьте лайки и подписывайтесь! Читайте другие материалы на канале "Статьи Дмитрия Марта"!