Компрессия – максимальное давление в цилиндрах двигателя в такте сжатия.
Для проверки компрессии необходимо выполнить следующие операции:
• Проверяем и при необходимости заряжаем аккумуляторную батарею;
• Прогреваем двигатель автомобиля до рабочей температуры;
• Выворачиваем все свечи зажигания;
• Отключаем подачу топлива в цилиндрах двигателя;
• Для автомобилей с электрическим блоком управления системой зажигания замыкаем на массу центральный провод прерывателя распределителя или рассоединяем разъем в блоке управления;
• Вворачиваем компрессометр в свечное отверстие первого цилиндра;
• Отключаем полностью воздушную и дроссельную заслонки;
• Включаем стартер и удерживаем его во включенном положении до прекращения роста давления на компрессометре;
• Аналогично проводим измерения в остальных цилиндрах.
После этого сравниваем измеренные значения компрессии с нормативными и в случае пониженной компрессии определяем ее значения следующим образом:
• Заливаем в «подозрительный» цилиндр несколько миллилитров чистого моторного масла;
• Проворачиваем коленчатый вал вручную на несколько оборотов;
• Закрываем свечное отверстие ветошью и включаем стартер, чтобы удалить издержки масла;
• Повторно измеряем компрессию в этом цилиндре.
Повешение компрессии по сравнению с первоначальным значением свидетельствует о неисправности цилиндропоршневой группы. Если же компрессия осталась неизменной, то неисправен газораспределительный механизм.
Определение относительной утечки сжатого воздуха из цилиндров двигателя в такте сжатия.
Для измерения относительной утечки необходимы следующие приборы:
• Шланг с быстросъемной муфтой;
• Контрольный воздушный жиклер;
• Переходник;
• Звуковой сигнализатор верхней мертвой точки;
• Стрелка и комплект колец для различных двигателей;
• Индикатор утечки воздуха.
Порядок измерения относительной утечки:
• Подсоединяем к компрессометру шланг от компрессора и шланг с быстросъемной муфтой;
• Подаем к прибору сжатый воздух под постоянным давлением, примерно 0,4 МПа;
• Рукояткой редуктора прибора устанавливаем стрелку на «0»;
• Устанавливаем в быстросъемную муфту контрольный воздушный жиклер.
Если утечка соответствует паспортным данным, то:
• Прогреваем двигатель автомобиля до рабочей температуры и выворачиваем все свечи зажигания;
• Устанавливаем в свечное отверстие первого цилиндра звуковой сигнализатор ВМТ;
• Снимаем крышку прерывателя распределителя и бегунок;
• Устанавливаем вместо бегунка стрелку, а на корпус прерывателя распределителя устанавливаем кольцо соответствующее проверяемому двигателю.
Поворачиваем кольцо на корпусе прерывателя распределителя и совмещаем конец такта сжатия с острием стрелки. Вращая коленчатый вал пусковой рукояткой в положение ВМТ первого цилиндра, проверяем совпадение контрольных меток.
• Вворачиваем в свечное отверстие переходник и измеряем относительную утечку сжатого воздуха.
В случае повышенной утечки сжатого воздуха определяем место его утечки:
• Устанавливаем поршень «подозрительного» цилиндра положения ВМТ в такт сжатия;
• Включаем первую передачу и приводим в действие стояночную тормозную систему;
• Снимаем крышку маслозаливной горловины и радиатора;
• Устанавливаем в свечные отверстия цилиндров находящихся в такте впуска/выпуска индикаторы утечки воздуха.
Определение неисправностей
- Если сжатый воздух выходит в радиатор, то неисправна прокладка между головкой и блоком.
- Если воздух с шумом выходит из маслозаливной горловины, то прогорел поршень или износились поршневые кольца.
- Если воздух выходит из цилиндров через индикаторы, то негерметичен впускной/выпускной клапан проверяемого цилиндра.