Найти тему

Книжный отзыв: окончание Неаполитанского квартета

Оглавление

Неаполитанский квартет поглотил меня полностью. Страсть, вложенная туда, захватила меня, как и главных героинь, которые взрослели на глазах. Я ранее писала о первых двух томах, где раскрывается детство и молодость двух подруг, родившихся в бедном квартале Неаполя, Лилы и Элены. И если после первого тома и второго тома я нашла в себе силы переключаться на какие-то другие книги, то третий и четвертый я решила прочитать сразу, не отвлекаясь.

Вам знакомо чувство настолько глубокого погружения в книгу, что остальной мир перестает существовать? Твоих проблем больше нет, они растворяются в перипетиях, с которыми сталкивается главный герой книги. Это как бутылка вина, от которой не оторваться. И такое же сильное похмелье после. Неаполитанский квартет - именно такой роман. Сложный, многозначный, поглощающий.

-2

Третий и четвертый тома рассказывают о дальнейшей жизни двух подруг. И если первые книги были посвещаны Лиле, чем увлекали читателя на дно, то, как мне показалось, в последних частях вперед пыталась выступить Элена со своими трудностями материнства, проблемами брака, вспышками любви и поиском времени для своей реализации. Это делало повествование немного скучноватым. И это ключ, открывающий одну из самых больших тайн этой истории. То, в чем Элена сомневалась всю свою жизнь, то чем она терзалась днем и ночью. Факт в том, что без Лилы Элена стала бы бледной тенью своего квартала, вместо того, чтобы достигнуть известности, с которой она и столкнулась.

Это очень необычная проблематика, поскольку я, например, ни разу не встречала человека, который бы достиг чего-то из-за подруги. Личность отдельно взятого человека, как правило, формируется из множества факторов: генетики, воспитания, образования. Но никак не из везения и страха, что подруга окажется лучше. Да, мы можем следовать за лучшими, пытаться что-то кому-то доказать, но! если убрать одно звено, оно будет чем-то заменено - свято место пусто не бывает. А вот в истории дружбы двух итальянских девочек нельзя убрать Лилу. Она является центром романа, а Элена ее приложением. И вот тут возникает вопрос: зачем Ферранте поставила Элену рассказчицей? Почему она не могла написать историю только о Лиле? И вот с этими размышлениями я возвращаюсь к тому факту, что автор предпочла остаться неизвестной. Она общается с издателями и журналистами по интернету. И я почти уверена, что Неаполитанский квартет - это автобиаграфическая вещь. За этим то ей и надо было ставить Элену главным персонажем. Ну и плюс автор и главная героиня носят одно имя.

-3

Роман пестрит огромным количеством людей, прямо люди-кони какие-то. Только к третьей части я начала более менее разбираться ху из ху. Ну и спасибо автору за пометки типа “мой бывший сосед по парте” и “мальчик, который кинул ей камень в голову”. Все образы прорисованы очень хорошо, именно это приводит к следующей моей личной проблеме. Я чень тяжело переживаю семейные саги. Когда идет повествование о множестве людей с их детства до их старости - это нещадное наказание для меня, потому что я настолько им сопереживаю и так сильно с ними свыкаюсь, что их неудачи, а тем более смерти воспринимаю очень близко к сердцу. Так было с “Сагой о Форсайтах”, с “Поющими в терновнике” и другими романами, которые, кстати, как правило, имеют печальный конец. Одно дело заглянуть в чужую жизнь на несколько лет, а порой и часов, но совершенно другое следить за ними все их существование, шпионя за ними из-за угла пожелтевшей страницы. Поэтому так радостно открыв “Историю о пропавшем ребенке”, чтобы найти там утешение, что жизнь целого квартала, о котором речь шла раньше, станет лучше, я закрыла книгу уже погрузившись в полную депрессию. Последняя книга она о старости, о той самой страшной старости в каком-то своем одиночестве, где все выглядит неприглядно, а ведь старость может быть красивой! Вот она история жизни двух подруг, которая свелась к чему? Мне это не ясно. Лила сказала, что в жизни нет смысла. Может поэтому автор не смогла четко закончить книгу и закрыть все вопросы.

А вопросов было много. Например, о жизни Неаполя. Вся история по сути крутится именно вокруг этого города, он имеет ключевое значение для обеих главных героинь. Лила хочет подстроить его под себя, а Элена хочет оттуда сбежать, чтобы не видеть жестокости и грязи. Все происходит на фоне общего становления Италии. Эта линия имеет важную культурологическую подоплеку, поскольку читатель смотрит на страну с 1944 (год рождения главных героинь) вплоть до 2000-х. Имея другой исторический опыт всегда интересно проникать в чужую культуру. Я и понятия не имела о терзаниях Италии, которая утопала в фашизме, социализме, коммунизме, демократии, в общем во всей политической грязи. Эти позиции, которые занимали темпераментные итальянцы, буквально разрывали не то что страну, а каждый квартал, каждую улочку. И фон для становления личности очень сложный, но в то же время интересный. Для меня итальянцы перестали быть добродушными любителями пиццы и пасты, на их место пришли упрямые и жестокие люди, не готовые уступать. Но пиццу я все равно люблю :)

Жестоко, грустно, но красиво - я бы закончила описание Неаполитанского квартета именно этими тремя словами. Это не сказка, чудес здесь нет. Жестокая реальность, может быть слегка приукрашенная выдумкой. Но это та история, в которую хочется окунуться. И чтобы хоть немного продлить послевкусие, я сяду смотреть экранизацию, где уже вышло два сезона по первым книгам.

Уже прочитали? Заходите обсудить в чат.

Понравилась статья? - "Подписаться" здесь->

И не забудь - поставить лайк 👍