Найти тему

"Чудо нашего столетия" - так писали об этом иконописце

Сегодня мы хотим посвятить нашу статью человеку удивительной судьбы – иконописцу Григорию Журавлеву, жившему более века назад в небольшой деревеньке в Самарской области.

Григорий Николаевич Журавлев родился в 1860 г. в с. Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Нефтегорский район Самарской области) в крестьянской семье. Инвалид от рождения (у него были атрофированы руки и ноги), он, несмотря на это, научился писать и рисовать, держа кисть и карандаш в зубах.

Г.Н. Журавлев с братом Афанасием. Фотография начала 1900-х гг.
Г.Н. Журавлев с братом Афанасием. Фотография начала 1900-х гг.

В пятнадцать лет юный Григорий отправился в Самару. Здесь он брал уроки художественного мастерства у самарского художника Федора Травкина. Встреча с самарским губернатором А.Д. Свербеевым стала судьбоносной для утёвского иконописца. По его заказу с 1881 года Г.Н. Журавлев написал ряд икон. Также молодой художник работал и по заказу Самарского епископа Серафима (Протопопова), выполнял заказы для частных лиц.

В 1883 г. художник, остро нуждавшийся в деньгах, совершил поездку в Казань, где в специально выстроенном балагане с вывеской «Чудо нашего столетия» на Николаевской площади показывал свое умение.

16 января 1885 г. в газете «Самарские губернские ведомости» опубликована статья «Нерукотворные иконы» о молодом иконописце. Здесь же упоминается икона «Святитель Николай Чудотворец», написанная Г.Н. Журавлевым в 1884 году для Цесаревича Николая Александровича. Именно эта икона хранится в Государственном Эрмитаже.

В начале 1890-х гг. Г.Н. Журавлев писал икону для строящегося в Самаре кафедрального собора. В настоящее время она находится в храме Вознесения Христова в с. Кинель-Черкассы Самарской области.

Однако самой масштабной работой Журавлева стала роспись храма в родном селе. Вместе со своими учениками художник расписал купол храма летом – осенью 1893 г. 2 ноября Свято-Троицкая церковь в селе Утёвки была освящена. До сих пор сохранились росписи в куполе собора, изображения святых на пилонах храма, изображение Архангела, а также сцен «Архангел Михаил, побивающий дьявола» и «Страшный суд».

Известно 15 подписных произведений Г.Н. Журавлева, а также несколько работ, приписываемых ему и художникам его окружения. Одна из представленных на выставке работ хранится в фондах Государственного музея истории религии – это икона «Избранные святые», поступившая в музей в 1930-х годах из Государственного Музейного Фонда. На иконе изображены святые, память которых празднуется 17 октября, в день спасения в 1888 году императорской семьи при крушении поезда близ станции Борки под Харьковом: пророк Осия, святитель Андрей Критский, мученики Косма и Дамиан, а также небесные покровители императора Александра III, императрицы Марии Федоровны (святой благоверный князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина) и наследника-цесаревича, великого князя Николая Александровича (святитель Николай Чудотворец). Икона была заказана Г.Н. Журавлеву самарскими крестьянами для поднесения императору. За работу заплачено 50 рублей, собранных по подписке.

Икона "Избранные святые". Г.Н. Журавлев. 1889 г. Государственный музей истории религии
Икона "Избранные святые". Г.Н. Журавлев. 1889 г. Государственный музей истории религии

Примечателен выбор сюжетов для образов. Например, единоличный образ святителя Льва папы римского встречается крайне редко. По-видимому, икона была выполнена по заказу как образ, соименный заказчику или члену его семьи. Необычная иконографическая особенность – руки святого глубоко спрятаны в рукава рясы. Традиционно в левой руке он держит Евангелие, правой благословляет.

Не менее интересны образы Богоматери: на выставке в Музее истории религии (которая продлится до 6 июня 2021 г.) представлен образ Богоматери "Взыскание погибших". Согласно преданию икона приплыла по Волге к Саратову в 1666 году и явилась местному воеводе Кадышеву, чьи потомки ее сохранили. Второй иконографический извод - это икона Богоматери Млекопитательницы. Икона воспроизводит один из чудотворных афонских образов, пользовавшихся особым почитанием у русских паломников.

Кстати, Григорий Журавлев писал не только иконы. На выставке вы увидите два карандашных портрета - односельчанина Журавлева Тимофея Галкина и молодого человека, которого возможно звали Иван Соловьев.

Портрет Тимофея Федоровича Галкинаю Г.Н. Журавлев. 1914 г. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина
Портрет Тимофея Федоровича Галкинаю Г.Н. Журавлев. 1914 г. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина

Несомненная одаренность живописца, писавшего без рук кистью, зажатой во рту, позволяет считать творческое наследие Г.Н. Журавлева уникальным явлением отечественной культуры конца XIX – начала XX века.