Найти тему
Катехизис и Катарсис

Безумие безответной любви к Родине. История группы «Ноль»

Что будет если мы возьмём сочетание гитары с баяном, приправим лирикой, связанной с концом советского союза, и добавим маленькую стопку шизофрении? Тогда у нас получится невероятная комбинация, взорвавшая умы постсоветских граждан.

Дамы и господа: Фёдор Чистяков и его группа "НОЛЬ". Обычно музыкальные задатки проявляются в юном возрасте, и Фёдор не стал исключением. В начальных классах он попросил родителей записать его в кружок баянистов, никак это не аргументируя. И вот идёт учёба, гранит науки грызут юные умы.

Наступает девятый класс. Чистяков вовсю сочиняет юмористические стихи и рассказывает их соседу по парте. Когда рукописей становится много, возникает идея воплотить их в жизнь. При помощи Алексея Николаева и Анатолия Платонова втроём создают группу «Scrap» и записывают дома у Фёдора магнитоальбом. (Альбом сначала распространялся между одноклассниками, но позже он выйдет в официальный релиз.) В этом же году группа посещает кружок звукозаписи, где знакомятся с её руководителем — Андреем Тропилло и изменяют состав. Приходит Дмитрий Гусаков, который заменил Толика Платонова. Ходили, записывали каверы, сочиняли песни, в общем ничем не выделялись от остальных групп.

Но в один момент, ради шутки, решили показать запись альбома «scrap». Тропилло удивился, удивился "необычности" сочетания рока с баяном. Его удивление даёт зелёный свет для группы. В 1986 г выходит первый альбом «Музыка драчевых напильников». Но у группы не было "официального" названия. Выход ребята нашли просто. Взяли из песни «инвалид нулевой группы» слово ноль. Вот так и получился наш НОЛЬ.

Дебют происходит зимой 1986 года в клубе "Юность". Клуб "взрывается" Нулём, что обеспечивает им славу да гастроли. Ребята молодые, амбициозные, ездят по стране и не только. В 1989-1990 дали концерты в Финляндии, Германии, Франции, вышли, так сказать, на мировой уровень.

В 1991 году выходит альбом «Песня о безответной любви к Родине», который является наивысшей точкой творчества группы. Альбом произвёл фурор на постсоветском пространстве. Не хочу вдаваться в анализ текстов, но песни под названием "Цикорий", "Улица Ленина", "Ехали по улице травмами" являются хорошей метафорой на происходящие в то время. Особенно "Улица Ленина".

Но одна проблема, у Чистякова начинаются беды с головой. Хороший вопрос из-за чего. Может из-за стресса, может из-за наркотиков, но факт остаётся фактом — состояние Фёдора все хуже и хуже.

Летом 1992 году происходит запись альбома «Полундра». Тон альбома становится мрачным. Вокал Чистякова все отчетливее передаёт его состояние — состояние безумца, который все хуже понимает кто он и зачем он это делает. Как говорил сам Фёдор: «Последнее, зачем было жить — это записать этот альбом. Больше смысла жить не было». Альбом вышел, деньги за него получены. Фурора как альбом о любви к родине не произвёл, но было заметно как изменился сам Фёдор. Возникало ощущение, что трагедии не миновать.

Осенью 1992 года Чистяков прогуливался с Ириной Левшаковой. Ирина являлась важной составляющей Ленинградского рока. Она была знакомой Тропилло и у неё имелась свободная дача, в которой было хорошее оборудование, для того что бы проводить репетиции или записывать альбомы. Своего рода "хаб" для Ленинградских музыкантов. А что самое главное — нет лишних глаз, а следовательно можно использовать запрещённые вещества (что примечательно, в 2010 году на этой даче нашли 1200 кустов конопли, но в процессе дело закрыли). Но вернёмся в осень 1992. Во время дневной прогулки, Чистяков напал на неё с ножом, нанеся несколько ножевых ударов в область шеи. Ирина, к счастью, осталось жива. На допросе Фёдор занял полное отрицалово. Считал что она ведьма и вообще он делал благое дело. Следствие это не убедило и он попал под уголовное разбирательство. Грозила 103 статья. Пришлось год отсидеть в питерских "крестах", пока шло разбирательство. На финальном заседании был признан невменяемым и с диагнозом шизофрения отправился лечиться в психиатрическую больницу.

После выхода из лечебки, а на дворе уже стоял 1995 год, Фёдор полностью преображается. Присоединяется к "свидетелям Иеговы" (запрещённая организация на территории РФ), благодаря им связывает свою жизнь с религией и полностью преображается.

В 1998 году ребята попытались воссоздать обратно группу. Были проведены несколько концертов и создан "концертный альбом". Но, к сожалению, дух группы уже не тот и каждый участник это понимал.
Чистяков бросает эти идеи и решается на сольную карьеру (которая, кстати продолжается), но это уже совсем другая история.

Автор - Егор Слепак