Найти тему
Петр Власов

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (иностранного производства)

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

В эпоху бурного развития авиации Испания вступила в гражданскую войну, имея только отсталую авиатехнику, разработанную и выпущенную еще в 20 годы. Треть всего авиапарка испанских ВВС составляли примитивные для середины 30-х годов истребители Hispano-Nieuport-52 выпуска 1927 года. Их скорость едва доходила до 250 км/ч, в то время как истребители 30-х годов уже переступили отметку в 450 км/ч! Естественно, что тихоходные Ньюпоры быстро «ушли со сцены», как только уже в том же 1936 в Испанию стали поступать более совершенные самолеты нового поколения.

При мятеже генерала Франко основная часть испанской авиации осталась в руках правительства – мятежникам удалось захватить лишь относительно небольшое число самолетов. Но этот кажущийся успех республиканцев в действительности обернулся для них бедой. Германия и Италия, поддержавшие националистов, прислали Франко в помощь сотни современных самолетов, которые начали беспощадно бить устаревшую технику республиканцев. И правительству спешно пришлось закупать самолеты в других странах – где и сколько удалось. В результате республиканские ВВС «запестрели» сборищем самолетов разных типов, многие из которых имелись в числе всего лишь нескольких единиц. Например, что касается истребителей, то среди «микросерийников» Республики можно назвать французские Loire Lo.46 (прислано 6 штук) и Dewoitine D.510 (всего 2 истребителя); британские Bristol Bulldog(8 экземпляров) и Hawker Fury(только 3 машины); американский Boeing-281 (всего 1 истребитель). Да и другие, «более многочисленные» европейские самолеты крупными поставками не отличались: ни один тип прибывших в Испанию истребителей (кроме советских поставок) не «дотягивал» даже до 40 единиц…

-2

Всего в республиканские ВВС за время гражданской войны (не считая поставок из СССР) поступило около 300 самолетов из Франции, США, Канады, Чехословакии, Голландии и других стран; причем в это число входят как истребители, так и самолеты другого назначения. В отличие от Германии и Италии, открыто поддерживавших испанских националистов, европейские государства действовали в свойственном им духе «двойных стандартов». Стремясь заработать, эти государства по высоким ценам продавали нуждавшейся в вооружении Испании уже не пользовавшийся спросом в европейских странах стареющий хлам, и при этом стыдливо делали вид, что усиления в Европе фашизма они не замечают, и «свято соблюдают нейтралитет». Для видимости нейтралитета эти государства поставляли боевую технику республиканцам через фиктивные продажи – якобы самолеты были куплены странами Азии; но в действительности транспорты с грузом прибывали в испанские республиканские порты…

Испанский истребитель-биплан Nieuport-52 (около 80 шт.)

Двигатель: Hispano-Suiza 12Hb мощностью 580 л.с. Максимальная скорость: 250 км/ч. Потолок: 8200 м. Дальность: 700 км. Вес: пустого — 1360 кг, взлетный — 1800 кг. Вооружение: 2х7,7-мм синхронных пулемета Vickers.
Двигатель: Hispano-Suiza 12Hb мощностью 580 л.с. Максимальная скорость: 250 км/ч. Потолок: 8200 м. Дальность: 700 км. Вес: пустого — 1360 кг, взлетный — 1800 кг. Вооружение: 2х7,7-мм синхронных пулемета Vickers.

Единственным истребителем Испании в начале войны являлся Nieuport-52 - одноместный биплан французской разработки, представлявший собой смешанную конструкцию с открытой кабиной и неубирающимся шасси. В 1928 г Испания закупила во Франции 34 таких самолета, а с 1929 по 1936 сама построила по лицензии еще 91 истребитель (общее число – 125 машин). К началу гражданской войны Ньюпор уже безнадежно устарел, но за неимением других истребителей активно использовался обеими сторонами в воздушных боях 1936 года. При этом большинство Ньюпоров-52 осталось в руках республиканцев – в общей сложности они имели более 80 исправных «пятьдесят вторых» (мятежникам досталось не менее 30 Ньюпоров). Первые бои «Ньюпор против Ньюпора» протекали с переменным успехом – исход боя решали только способности и везение пилотов. Однако с прибытием в Испанию немецких истребителей Не.51 и итальянских Fiat CR.32, обладавших более высокими летными характеристиками, число республиканских Ньюпоров стало быстро снижаться. И как только у республиканцев тоже начали появляться более совершенные истребители, поставляемые европейскими странами и Советским Союзом, все еще уцелевшие к тому времени немногие «пятьдесят вторые» были убраны с фронта и переведены в учебные. Последней боевой операцией, в которой приняли участие 3 республиканских Ньюпора, стало наступление правительственных войск на Теруэль в декабре 1936 года.

Американский истребитель Grumman GE-23 (34 шт.)

Двигатель Wright Cyclone R-1820-F-52 (890 л.с.), скорость 350 км/ч, потолок 7200 м, дальность 1010 км. Взлетный вес 2250 кг. Вооружение 2х7,6-мм синхронированных пулемета «Браунинг М-2» над мотором и 1х7,6-мм подвижный «Браунинг М-2» в задней кабине; + 120 кг бомб. Экипаж: 2 человека.
Двигатель Wright Cyclone R-1820-F-52 (890 л.с.), скорость 350 км/ч, потолок 7200 м, дальность 1010 км. Взлетный вес 2250 кг. Вооружение 2х7,6-мм синхронированных пулемета «Браунинг М-2» над мотором и 1х7,6-мм подвижный «Браунинг М-2» в задней кабине; + 120 кг бомб. Экипаж: 2 человека.

Наиболее многочисленным республиканским истребителем западного производства после Ньюпора-52 был Grumman GE-23 – цельнометаллический биплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Этот двухместный истребитель по американской лицензии производился в Канаде для палубной авиации США и на экспорт (флот США получил 61 самолет; в другие страны продали 57 экземпляров). Из экспортных Грумманов 34 машины закупила Турция; эти истребители турки и перепродали в марте 1938 испанским республиканцам. Самолеты пошли на вооружение 28-й каталонской авиагруппы, состоявшей из двух эскадрилий. Среди испанцев Грумман получил неофициальное прозвище «Дельфин». Он активно применялся для штурмовок и ночных перехватов бомбардировщиков.

1-я эскадрилья Грумманов действовала в Каталонии; в боях над Теруэлем и Эбро она потеряла 13 самолетов. А 2-я эскадрилья сражалась в Андалузии и у Картахены, где франкистами было сбито 14 «Дельфинов». Оставшиеся 7 Грумманов после победы попали в руки франкистов и служили в их авиации до 1944 года.

Французский истребитель Dewoitine D.372 (26 шт.)

Двигатель Gnome-Rhone 14.Kfs мощностью 930 л.с. Скорость 405 км/ч, потолок 9700 м, дальность 900 км. Взлетный вес 1860 кг. Вооружение стандартное французское: 2х7,7-мм фюзеляжных синхронизированных пулемета Vickers и 2х7,5-мм крыльевых несинхронных пулемета MAC. Но в Испанию самолеты прибыли без вооружения, и на них были установлены по два крыльевых Lewis с магазинным питанием. Лишь позже, с началом поставок из СССР, уцелевшие машины были перевооружены на ПВ-1 с ленточным питанием.
Двигатель Gnome-Rhone 14.Kfs мощностью 930 л.с. Скорость 405 км/ч, потолок 9700 м, дальность 900 км. Взлетный вес 1860 кг. Вооружение стандартное французское: 2х7,7-мм фюзеляжных синхронизированных пулемета Vickers и 2х7,5-мм крыльевых несинхронных пулемета MAC. Но в Испанию самолеты прибыли без вооружения, и на них были установлены по два крыльевых Lewis с магазинным питанием. Лишь позже, с началом поставок из СССР, уцелевшие машины были перевооружены на ПВ-1 с ленточным питанием.

Истребитель представлял собой моноплан-парасоль смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимися шасси. Самолет строился серийно с 1935 г., в основном в экспортном варианте как D.372 (ВВС Франции приняли только три десятка таких истребителей под обозначением D.371).

После начала мятежа испанская республика приобрела у Франции 14 истребителей D.372, которые прибыли в Испанию в августе-сентябре 1936 г. Самолеты были распределены между двумя интернациональными эскадрильями: «Испания» (в которой основную массу составляли французские летчики), и «Лафайет» (в ней было больше испанцев).

Самолет для того времени был неплох по летным данным; тем не менее уже к ноябрю 1936 большинство этих машин было республиканцами потеряно – как по боевым, так и не боевым причинам. Поэтому уцелевшие истребители были отведены с фронта и с тех пор использовались для прикрытия прибрежных городов. В 1938 их число было пополнено новой закупленной во Франции партией из 12 истребителей Dewoitine D.372. К тому времени дела республиканцев стали совсем плохи, и в бой теперь бросались все самолеты, даже находившиеся во второй (резервной) линии. Поэтому к февралю 1939 года уцелели только 8 D.372; все они были взорваны республиканцами накануне падения республики.

Чехословацкий истребитель Letov S.231 (18 шт.)

Двигатель Walter Merkur VS-2 (560 л.с.). Скорость 350 км/ч, потолок 9500 м, дальность 450 км. Взлетный вес 1770 кг, вооружение 2х7,7-мм пулемета «Виккерс» в нижних крыльях.
Двигатель Walter Merkur VS-2 (560 л.с.). Скорость 350 км/ч, потолок 9500 м, дальность 450 км. Взлетный вес 1770 кг, вооружение 2х7,7-мм пулемета «Виккерс» в нижних крыльях.

Чехословацкий одноместный цельнометаллический биплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси, строился малой серией в 1933 г. Всего было изготовлено 2 опытных и 23 серийных S-231. Поначалу они поступили в ВВС Чехословакии, но в 1936 были сняты с вооружения в связи с начавшимися поставками более совершенных Avia В.534. Ставшие ненужными истребители чехи предложили испанским республиканцам; те оплатили доставку 18 самолетов, которые были переправлены в Испанию через… Эстонию (фиктивная продажа Эстонии для видимости нейтралитета). В результате этих игр «в приличия» доставка техники растянулась на год (первые S-231 прибыли к республиканцам весной 1937, а последние – весной 1938 года). Ничем особым чехословацкие истребители себя в боях не проявили. Четыре S-231 были разбиты испанцами из-за ошибок в управлении во время освоения самолета, еще один разбился при вынужденной посадке, один сгорел на аэродроме под бомбами франкистов, а один, потеряв в воздухе ориентировку, залетел во Францию и был там интернирован. Лишь один Летов S-231 погиб в бою – был сбит франкистами. В феврале 1939 при отступлении республиканцев они взорвали семь S-231, чтобы самолеты не достались врагу; еще три Летова избежали этой печальной участи и после окончания войны вошли в состав ВВС националистов.

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.): истребители франкистов

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (советского производства)

Гражданская война в Испании: лучшие асы испанских националистов

Гражданская война в Испании: испанские асы-республиканцы

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по темам военной истории.