Космический корабль в открытом черном пространстве, мальчик, рассекающий жуткую геометрию ковровых покрытий на своем велосипеде в отеле Оверлук, обезьяны, скачущие вокруг огромного черного монолита - все эти кадры и сцены настолько впиваются в мозг, что потом совсем не удивляешься, почему почти каждый лист любимых фильмов того или иного режиссера включает одну из работ Кубрика. А что же сам маэстро? Сегодняшний список содержит фильмы, упомянутые режиссером в разных интервью, как понравившиеся или повлиявшие на него - многие из них вышли много позже становления почерка Кубрика, но истинный гений никогда не перестает учиться.
Американский оборотень в Лондоне
Начало фильма, невероятно свежее и пасмурное, легко объясняет теплое отношение к этому фильму Кубрика - натурные съемки на полях и равнинах Англии, две человеческих фигуры в огромных пространствах, длинные статичные кадры. Но помимо этого в фильме Лэндиса, ставшего причиной появления клипа Thriller Майкла Джэксона (Лэндис снял этот клип), есть и много других находок - несмотря на отличные саспенс и атмосферу, фильм не держится за жанровые столпы и смело ударяется и в юмор и в лирику. Двое парней приезжают из Америки в Лондон в качестве туристов, но туризм заводит обоих куда дальше - один становится оборотнем, а другой - призраком, и второй посещает первого в жутком изувеченном виде, чтобы предупредить, что тот теперь - жуткий вервольф. Нестареющая классика жанра с Оскаром за лучший грим.
Возница
А этот фильм точно повлиял на Кубрика, хотя это лишняя информация - картина шведского режиссера Виктора Шёстрёма в то время (всё время после её выхода в 1920 году) влияла на всех, кто занимался кинематографом. Постановка классической сказки Сельмы Лагерлёф является, несмотря на готический стиль, не столько триллером, сколько философской притчей, но помимо смысла и морали, фильм обладает огромным количеством новаторских приемов и техник, которые заимствовали и продолжают заимствовать - как отдельные сцены и приёмы, так и целые конструкты. История начинается в канун Нового года, когда трое пьяниц вспоминают старую байку - тот кто умрёт последним в году станет "Возницей"-проводником душ в мир иной - вскоре после этого один из героев умирает. Невероятно метафоричный триллер, который пересматривал хотя бы раз в году сам Ингмар Бергман.
Ребенок Розмари
Второй фильм квартирной трилогии Романа Полански и его первый фильм, снятый в Штатах, а также первая воплощенная им экранизация книги (одноименной). Полански доказывает во второй раз (после "Отвращения") насколько виртуозно он умеет работать с закрытыми пространствами, и в этом плане восхищение Кубрика вполне понятно. История рассказывает о бездетной паре Розмари и Гае, недавно переехавшей в Нью-Йорк и поселившейся по соседству с весьма странной пожилой парой Кастеветов. Вскоре после ужина с соседями и странного сна Розмари беременеет, и её начинают преследовать подозрения, что пара Кастеветов, а также её врач и многие другие - члены некого злого культа, целью которого она почему-то стала. Один из лучших фильмов о паранойе и помешательстве, породивший массу легенд и слухов.
Избавление
Последний "Поворот не туда" несколько извиняется перед обычными горожанами южных штатов США, которые на протяжении долгого времени становились злодеями и убийцами в мире Голливудского кинематографа, в то же время недавний фильм на Netflix "Эллегия хиллбилли" был разнесен критиками за эксплуатацию всё того же образа, но фильм полюбился зрителям. Этот стереотип о хиллбилли и реднеках въелся в культуру, и оригинальный "Поворот не туда" был далеко не первым. Вообще-то и "Избавление" было далеко не первым, к примеру тремя годами ранее был снят не менее жесткий "Беспечный ездок", но он был тем, что сейчас назвали бы "инди", а вот "Избавление" было экранизацией романа важного писателя Джеймса Дики, и снялись в фильме не кто-нибудь, а Джон Войт и Берт Рейнолдс. Фильм рассказывает о поездке четверых городских парней в Южные Аппалачи - укротители дикой природы недолго радуются приключениям, ведь они скоро принимают зловещий оборот. Столкновение с местными жителями создаёт ряд трагических и фатальных ситуаций, и начинается война не на жизнь, а на смерть в этом действительно напряженном классическом триллере.
Экзорцист
Можно найти ещё несколько новых подробностей и легенд об этом фильме, даже если ты прочитал о нём всё неделю назад - что может быть лучшей похвалой для фильма ужасов? Тем более для фильма столь эксцентричного режиссера, как Фридкин, который, в общем-то всеми силами пытался создать вокруг "Экзорциста" ореол таинственности и чего-то непознаваемого. История о девочке Риган, в которую вселился демон, и двух священников, которые объединились в битве с этим демоном, до сих пор стоит особняком от всех прочих картин об одержимости и экзорцизме - это совсем по-другому созданный фильм, до которого типовым хоррорам наших дней далеко. Что касается ореола - есть ли в фильме что-то зловещее и неуловимое? Да. Сформировано ли это бэкграундом, который создаёт настрой заранее в силу лабильности человеческой психики? Тоже да.
В компании волков
Нил Джордан подарил нам такие перлы кинематографа, как "Интервью с вампиром" и "Завтрак на Плутоне", но среди его ранних работ есть малоизвестная у нас картина "В компании волков" - именно её Кубрик отметил как любимую работу Джордана. Для ирландского ныне оскароносного режиссера этот фильм стал второй работой, и Нил тогда явно держал прицел на сказки и глубокие метафоричные истории. Джордан прибегнул не только к взятой за основу одноименной истории Анджелы Картер, но и, конечно, к "Красной шапочке", вернее к трактовке этой сказки Эриком Берном - в итоге получилась полная метафор, вставных сюжетов-притч и сюрреалистичных снов главной героини история о взрослении и неопределенности между миром невинности и страсти. Главная героиня Розалин видит сны о своей сестре, о красном плаще с капюшоном и о жутких людях-оборотнях со сросшимися бровями, в которых влюбляются девушки, прежде чем пропасть навсегда.
Человек, несущий смерть
Фильм, который удивляет присутствием в этом списке - его нельзя назвать каким-то легендарным или хотя бы нишево культовым, критики его не хвалили, однако эта странная история о талантливом программисте с эпилепсией была отмечена Кубриком. Фильм был поставлен по роману "Человек-компьютер" Майкла Крайтона, подарившего нам просторы "Парка Юрского периода" и "Мира Дикого Запада". Главный герой фильма, как уже упоминалось, страдает эпилепсией, из-за чего становится кандидатом на вживление электродов и симбиоз с компьютером, однако, несмотря на свою профессию, компьютеры он ненавидит, и его психиатр считает, что операция приведет к ужасным последствиям.
Исчезновение
Этот европейский триллер 80-х, поставленный Джорджем Слейзером по роману Тима Краббе "Золотое яйцо" обдаёт холодом и держит в холодном потоке на протяжение всего фильма. Несмотря на то, что сюжет раскрывает нам все карты этой истории, которые складываются в жуткий пасьянс, несмотря на то, что фрагменты этого расклада угадываются или напрямую освещаются задолго до финала, что-то неспокойное и жуткое остается после титров. Кажется, что за кадром осталось что-то неразгаданное, что есть какое-то иное объяснение. Авторы подняли тему вечного зла совершенно иначе, чем мы привыкли видеть в американских, да и европейских хоррорах. Несмотря на отсутствие каких-либо типовых приемов и атрибутов фильма "хоррор" от фильма Слейзера идут мурашки. Сюжет повествует о таинственно пропавшей Саскии и её бойфренде Рексе, внезапно возобновившем поиски девушки спустя три года - его неожиданное возвращение к расследованию дела кажется не менее странным и пугающим, как и само исчезновение.
Ещё в Телеужин:
11 фильмов от Линча, 10 хорроров от Тарантино и любимые страшилки Кинга
Новый выпуск "Свежевыжатых" - три отличных триллера 2021
Выбор читателей - лучшие хорроры 2020 и лучшие триллеры 2020
Четыре отличных мистических триллер-сериала 2019-2020
10 самых популярных сериалов на Netflix за 2020 год