Текст: Галина Мумрикова
Хотите полюбоваться на деньги с новым дизайном? Их придумала художница Анна Фобия, выпускница анимационного лицея кинематографии, а также МГАХИ им.Сурикова. Анна работает в стиле лайт-арт, а проект «Ультравайенс» посвящен деньгам – животрепещущей теме везде и всегда. К нашим российским банкнотам мы так привыкли, что даже и не замечаем, что там на них нарисовано. А тут «Вера» с ракетой, православными храмами, корабликом – все такое русское, во что мы верим. Должны верить. На банкноте «Счастье – идиллический природный пейзаж с деревцами и речкой – хоть плачь от умиления. Много иронии, идиллии, смотря во что оценить и Счастье, и Веру. Купюры неумолимо обесцениваются, а вместе с ними, получается, и Вера со Счастьем. Вот так-то.
В созданном Владиславом Кручинским городе явно что-то происходит. Какой-то коллапс. Новое состояние. Все несколько странно. Театр абсурда. Эпидемия. Люди даже не в масках, а в респираторах. На улицах танк и тут же детишки катаются на самокатах. А центральные «фигуры» этого города абсурда – аптека, госпиталь, шлагбаум. Эта пандемическая карикатура напоминает детскую книжку с нагромождением деталей. Автор не иронизирует насчет пандемии, нет. Просто как будет развиваться сценарий и как будут вести себя люди через день, через месяц – никто не знает. И мы во время локдауна мало что знали и в чем-то были похожи на тех, что на полотне. «…Художник помещает узнаваемых и новых персонажей своей вселенной в перевернутое в карнавальном духе пространство. Люди, охваченные Новым Состоянием, не дистанцируются, а собираются вместе, не лишаются обоняния, а начинают улавливать тончайшие запахи».
Шесть кинетический мелодий для потребного будущего – цифровое видео группы «Что делать». Этот фильм как своеобразный вызов коронавирусу, посвящен адаптации человека в условиях пандемии, когда мы все самоизолировались и получили виртуальный синдром общения, а телесный оказался на заднем плане. Участники фильма создали утопические лаборатории, в которые поместили самих себя ордновременно и в качестве ученых, и в качестве подопытных кроликов. «…Действие фильма разворачивается внутри объемной декорации из картона, которая в реальном пространстве съемочного павильона имитирует виртуальную коммуникацию Zoom. Однако за виртуальным фоном авторы фильма видели все, что происходило вокруг и пытались не только осознать происходящее, но и предвосхитить будущее – как изменится наша социальная и биологическая жизнь после пандемии. Этого тоже никто не знает.
Татьяна Эфрусси – художница многогранная, окончившая и МГУ, и Школу Родченко, и Университет в Касселе. Но дело не в этом. Для выставки Татьяна подготовила и вовсе неожиданный проект – вымышленный музей, посвященный казачке Алене Арзамасской, сподвижнице Степана Разина, когда в 1670 году она стала лидером отряда беглых крепостных. Этакая Жанна д’Арк «русского розлива». Здесь стыкуются сразу два вопроса – женщина и женский героизм. Ну, и история феминизма. А вторая проблема – вообще существование и судьба этнографических музеев в России и исторической памяти. Практика последних лет показала, как важно для музея чтить и бдить эту самую историческую память, чтобы не превратить факты истории в фарс. Ведь музей всегда несет определенную идеологию, и ценность его – в аутентичности, достоверности. И в данном макете четко проглядывается некая спекуляция – высматривание будущего, прогноз. Надо – не надо – зачем – для кого?
В работах профессионального скульптора Никиты Селезнева (он обучался в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им.А.Л.Штиглица) реально много концептуально нового, на что он имеет полное право не только как свободный художник, но – прежде всего – как высокопрофессиональный творец. Его любимый материал – серый бетон. Он «вытаскивает» свои образы из социальных сетей и переводит их на язык скульптуры, исследуя, например, типы цифрового поколения так называемых зумеров. В предисловии к его прошлогодней выставке было сказано: «…художник исследует то, как трансформируются тексты песен, если переводить их с английского на русский, и в конечном счете утрачивается смысл. Другой источник образов — современные интернет-паблики, где картинки понятны только в том случае, если вы знаете первоисточник образа». В название проекта самое главное слово – «поэзия» как точный смысл образа, а в слове «карате», напротив, некая резкость движений, в которых заключается их красота и сила. Получаются такие рубленые эмоциональные ритмы, как в работах Никиты.
«Неожиданный эпизод» Виталия Барабанова можно смело отнести к новейшей серии «ковидных историй». Вот есть истории рождественские, пасхальные, а здесь – ковидная. Дело в том, что во время пандемии Виталий не мог попасть в свою мастерскую, и его работы оказались брошенными. Большой выдумщик, Виталий задумал новую серию работ, «выращивая» свои холсты в кашпо и поливая их растворами пигментов. А тут – пандемия. Холсты без присмотра засыхали сами по себе. Вот и получилось то, что получилось без участия человека. А пугающе черная поверхность отсылает нас к научно-фантастическому сериалу Чарли Брукера «Черное зеркало», посвященному влиянию черных дисплеев гаджетов на человеческие отношения. К сожалению, мы сейчас больше общаемся именно с гаджетами, с большими и маленькими экранами и экранчиками, в которые как бы «упихиваем» все, что происходит вокруг, утрачивая реальный цвет, реальных людей, реальную красоту. Почему? Так получается…
Да, мы, видимо, оказались не слишком готовы и, прежде всего, морально к такой напасти как коронавирусная пандемия. А вот современное искусство готово всегда ибо отвечает на внешние катаклизмы неким мощным прорывом, выстраивая и прогнозируя, плача и смеясь, иронизируя и опережая события. Выставка в «Гараже» показала то, чего мы и ждали от молодых художников – творческой рефлексии, в которой соблюдены нынешние правила и нормы жизни. Соблюдены – чтобы перешагнуть через них и идти дальше.
#искусство#современное искусство#выставки