Найти в Дзене
Around Art

Самая провокационная арт-выставка года: «Выбирая дистанцию. Спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена». Часть 2

Текст: Галина Мумрикова

Хотите полюбоваться на деньги с новым дизайном? Их придумала художница Анна Фобия, выпускница анимационного лицея кинематографии, а также МГАХИ им.Сурикова. Анна работает в стиле лайт-арт, а проект «Ультравайенс» посвящен деньгам – животрепещущей теме везде и всегда. К нашим российским банкнотам мы так привыкли, что даже и не замечаем, что там на них нарисовано. А тут «Вера» с ракетой, православными храмами, корабликом – все такое русское, во что мы верим. Должны верить. На банкноте «Счастье – идиллический природный пейзаж с деревцами и речкой – хоть плачь от умиления. Много иронии, идиллии, смотря во что оценить и Счастье, и Веру. Купюры неумолимо обесцениваются, а вместе с ними, получается, и Вера со Счастьем. Вот так-то.

Анна Фобия. Счастье. Из проекта "Ультравайенс". 2020. Цифровой коллаж.
Анна Фобия. Счастье. Из проекта "Ультравайенс". 2020. Цифровой коллаж.
Анна Фобия. Вера. из проекта "Ультравайенс. 2020. Цифровой коллаж.
Анна Фобия. Вера. из проекта "Ультравайенс. 2020. Цифровой коллаж.

В созданном Владиславом Кручинским городе явно что-то происходит. Какой-то коллапс. Новое состояние. Все несколько странно. Театр абсурда. Эпидемия. Люди даже не в масках, а в респираторах. На улицах танк и тут же детишки катаются на самокатах. А центральные «фигуры» этого города абсурда – аптека, госпиталь, шлагбаум. Эта пандемическая карикатура напоминает детскую книжку с нагромождением деталей. Автор не иронизирует насчет пандемии, нет. Просто как будет развиваться сценарий и как будут вести себя люди через день, через месяц – никто не знает. И мы во время локдауна мало что знали и в чем-то были похожи на тех, что на полотне. «…Художник помещает узнаваемых и новых персонажей своей вселенной в перевернутое в карнавальном духе пространство. Люди, охваченные Новым Состоянием, не дистанцируются, а собираются вместе, не лишаются обоняния, а начинают улавливать тончайшие запахи».

Владимир Кручинский. Новое состояние. 2021. Полиэстеровая ткань, УФ-печать.
Владимир Кручинский. Новое состояние. 2021. Полиэстеровая ткань, УФ-печать.
Владимир Кручинский. Новое состояние. 2021. Полиэстеровая ткань, УФ-печать
Владимир Кручинский. Новое состояние. 2021. Полиэстеровая ткань, УФ-печать

Шесть кинетический мелодий для потребного будущего – цифровое видео группы «Что делать». Этот фильм как своеобразный вызов коронавирусу, посвящен адаптации человека в условиях пандемии, когда мы все самоизолировались и получили виртуальный синдром общения, а телесный оказался на заднем плане. Участники фильма создали утопические лаборатории, в которые поместили самих себя ордновременно и в качестве ученых, и в качестве подопытных кроликов. «…Действие фильма разворачивается внутри объемной декорации из картона, которая в реальном пространстве съемочного павильона имитирует виртуальную коммуникацию Zoom. Однако за виртуальным фоном авторы фильма видели все, что происходило вокруг и пытались не только осознать происходящее, но и предвосхитить будущее – как изменится наша социальная и биологическая жизнь после пандемии. Этого тоже никто не знает.

Шесть кинетических мелодий для потребного будущего коллектива "Что делать". Цифровое видео, инсталляция
Шесть кинетических мелодий для потребного будущего коллектива "Что делать". Цифровое видео, инсталляция
Шесть кинетических мелодий для потребного будущего. Фотография. Очередь скорых помощей. Ноябрь, 21. 2020. Орнамент - искусственные цветы
Шесть кинетических мелодий для потребного будущего. Фотография. Очередь скорых помощей. Ноябрь, 21. 2020. Орнамент - искусственные цветы

Татьяна Эфрусси – художница многогранная, окончившая и МГУ, и Школу Родченко, и Университет в Касселе. Но дело не в этом. Для выставки Татьяна подготовила и вовсе неожиданный проект – вымышленный музей, посвященный казачке Алене Арзамасской, сподвижнице Степана Разина, когда в 1670 году она стала лидером отряда беглых крепостных. Этакая Жанна д’Арк «русского розлива». Здесь стыкуются сразу два вопроса – женщина и женский героизм. Ну, и история феминизма. А вторая проблема – вообще существование и судьба этнографических музеев в России и исторической памяти. Практика последних лет показала, как важно для музея чтить и бдить эту самую историческую память, чтобы не превратить факты истории в фарс. Ведь музей всегда несет определенную идеологию, и ценность его – в аутентичности, достоверности. И в данном макете четко проглядывается некая спекуляция – высматривание будущего, прогноз. Надо – не надо – зачем – для кого?

Татьяна Эфрусси. Макет музея Алены Арзамасской. Масштаб 1:15. Смешанная техника
Татьяна Эфрусси. Макет музея Алены Арзамасской. Масштаб 1:15. Смешанная техника

В работах профессионального скульптора Никиты Селезнева (он обучался в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им.А.Л.Штиглица) реально много концептуально нового, на что он имеет полное право не только как свободный художник, но – прежде всего – как высокопрофессиональный творец. Его любимый материал – серый бетон. Он «вытаскивает» свои образы из социальных сетей и переводит их на язык скульптуры, исследуя, например, типы цифрового поколения так называемых зумеров. В предисловии к его прошлогодней выставке было сказано: «…художник исследует то, как трансформируются тексты песен, если переводить их с английского на русский, и в конечном счете утрачивается смысл. Другой источник образов — современные интернет-паблики, где картинки понятны только в том случае, если вы знаете первоисточник образа». В название проекта самое главное слово – «поэзия» как точный смысл образа, а в слове «карате», напротив, некая резкость движений, в которых заключается их красота и сила. Получаются такие рубленые эмоциональные ритмы, как в работах Никиты.

Никита Селезнев. Карате-поэзия. 2020-2021. Бетон, акрил, найденные объекты... Предоставлено художником, галереей Myth (Санкт-Петербург), Сергеем Лимоновым и Денисом Химиляйне
Никита Селезнев. Карате-поэзия. 2020-2021. Бетон, акрил, найденные объекты... Предоставлено художником, галереей Myth (Санкт-Петербург), Сергеем Лимоновым и Денисом Химиляйне
Никита Селезнев. Объект из проекта Карате-поэзия
Никита Селезнев. Объект из проекта Карате-поэзия

«Неожиданный эпизод» Виталия Барабанова можно смело отнести к новейшей серии «ковидных историй». Вот есть истории рождественские, пасхальные, а здесь – ковидная. Дело в том, что во время пандемии Виталий не мог попасть в свою мастерскую, и его работы оказались брошенными. Большой выдумщик, Виталий задумал новую серию работ, «выращивая» свои холсты в кашпо и поливая их растворами пигментов. А тут – пандемия. Холсты без присмотра засыхали сами по себе. Вот и получилось то, что получилось без участия человека. А пугающе черная поверхность отсылает нас к научно-фантастическому сериалу Чарли Брукера «Черное зеркало», посвященному влиянию черных дисплеев гаджетов на человеческие отношения. К сожалению, мы сейчас больше общаемся именно с гаджетами, с большими и маленькими экранами и экранчиками, в которые как бы «упихиваем» все, что происходит вокруг, утрачивая реальный цвет, реальных людей, реальную красоту. Почему? Так получается…

Виталий Барабанов. Неожиданный эпизод. 2020-2021. Холст, натуральные пигменты, акриловые и натуральные связующие, дерево, пластик
Виталий Барабанов. Неожиданный эпизод. 2020-2021. Холст, натуральные пигменты, акриловые и натуральные связующие, дерево, пластик

Да, мы, видимо, оказались не слишком готовы и, прежде всего, морально к такой напасти как коронавирусная пандемия. А вот современное искусство готово всегда ибо отвечает на внешние катаклизмы неким мощным прорывом, выстраивая и прогнозируя, плача и смеясь, иронизируя и опережая события. Выставка в «Гараже» показала то, чего мы и ждали от молодых художников – творческой рефлексии, в которой соблюдены нынешние правила и нормы жизни. Соблюдены – чтобы перешагнуть через них и идти дальше.

#искусство#современное искусство#выставки