Найти тему
Гипермышление

Как рапорядиться пятью минутами славы? (чтобы не было мучительно больно)

Оглавление

Часто слышу от дипломников мантру "десять минут позора и диплом в кармане". Обычно это преддипломный мандраж, который свойственный всем студентам, и отличникам даже в большей степени, чем троечникам.

В этом выпуске я продолжаю тему ЗАЩИТЫ ДИПЛОМА, и представлю технологию, как правильно представить свою дипломную работу, шаг за шагом, мы пройдем этот путь, избавимся от лишних движений и иллюзий.

Традиционно на выступление выделяют 10-15 минут.

На практике это может означать, что де-юре по ФГОСам это 30 минут, а по факту может быть от нуля, до часу и более... Ситуации разные, студенты разные, работы также отличаются...

Поэтому будем исходить из того, что у вас 15 минут, по факту будет 10, за которые вы должны раскрыть основные моменты вашего исследования, продемонстрировать свои знания и умения, а также способность извлекать знания и приходить к самостоятельным выводам и умозаключениям.

Готовьте ваши 12-15 слайдов, делайте заготовки на самые интересные задачи, которые вы решили в ходе дипломного проекта, а также на замечания рецензентов, но не показывайте их, пока вас об этом не спросят.

Главное - рассказать о результатах полученных лично и защищать эти самые результаты ответив на вопросы!!!

Важно отрепетировать защиту с часами, потом перед зеркалом, и далее с живым человеком, получить обратную связь, ну и не мешало бы сделать пару прогонов с научным руководителем и учесть его рекомендации.

План выступления:  (пункты=слайды)


1. Выйти и представиться, назвать тему и научного руководителя

Важно сделать это спокойно, убедиться, что комиссия зафиксировала ваш выход, смену темы и готовы вас слушать.
Важно сделать это спокойно, убедиться, что комиссия зафиксировала ваш выход, смену темы и готовы вас слушать.

2. Актуальность темы: (раскрыть)

-2

Секрет этого слайда - "продать" тему, сделать ее интересной для каждого слушателя, и в то же время обосновать выбор этой темы. Для этого я рекомендую отметить три пункта на этом слайде:

а) почему ты выбрал эту тему - рассказать;
б) почему эта тема интересна бизнесу - объяснить;
в) почему эта тема будет интересна слушателям - заинтриговать.

3. Цель и задачи исследования: - зачем ты проводил исследование, кого и каким результатом ты собираешься удивить??

-3

а) кого и чем ты хотел удивить
б) цель должна быть похожа на цель (SMART, декларировать результат!)
в) целиться лучше в управленческую проблему (для менеджеров), или в проблему по вашему профилю обучения.

3.А. Задачи исследования можно раскрыть на отдельном слайде, это как ступеньки для восхождения на вершину к цели.

а) что ты делал в ходе работы: читал, анализировал, рассматривал, сравнивал, ставил эксперимент, наблюдал, измерял, ...
б) чем проще написано тем лучше воспринимается;
в) важна логическая последовательность задач, одно вытекает из другого;
в) обязательно проговорить о том, что сделано сам лично.

4. Объект и предмет исследования

-4

а) объект - это "явление" - на которое было направлено твое исследование, объект - это то, что можно наблюдать или то, с чем можно столкнуться в жизни;

б) предмет - это "отношение или взаимосвязь" которая проявилась во взаимодействиях, влиянии оного явления на другое (напряжения на силу тока, силы на размер деформации, мотивации на результат работы)

5. Методы и логика работы

-5

а) логика в исследовании:
дедукция, индукция; трансдукция, абдукция;
б) методы структуры исследования:
библиотечное, полевое или лабораторное исследование; 
в) методы сбора информации:
наблюдение, опрос или анализ документов;
г) методы опроса:
глубинное интервью, анкетирование или on-line опрос;
д) методы анализа информации:
от факторного анализа, ... , до экспертных оценок (метода Делфи);
е) методы оценки достоверности:
от хи-квадрата, критерия Спирмена, ... , до оценки репрезентативности.

ЛОГИКА РАБОТЫ - это НЕ пересказ содержания работы
логика - это от чего к чему ты двигался в процессе написания, какие идеи, догадки и гипотезы.

Обычно на этот пункт все выкладывают оглавление своей работы - это категорично неверно! Логика работы - это ваш собственный рассказ о том, от чего что и зачем вы делали, какие вопросы изучали и отбросили, это ваш путь, то что и зачем вы делали.

6. Теоретическая часть

-6

а) степень разработанности темы - что уже было сделано до тебя и кем было сделано,
б) проблемные области в теме - что еще не было сделано, не доказано, разногласия, противоречия,
в) теория подводящая к определенным предположениям и гипотезам (предполагаемым ответам/объяснениям)

7. Гипотеза

-7

Это та самая "вишенка на торте", свидетельство не только научной работы, но и владение абдукцией, способности извлекать знания, оценивать их достоверность и работоспособность.

Гипотеза - это не вопрос, не проблема, а это ответ на вопрос! Причем этот ответ должен быть валидным и не очевидным, но он может противоречить существующим установкам! (как Гелиоцентрическая модель мира противоречила установкам модели Птоломея)

8. Методическая часть

-8

а) описание объекта исследования;
б) описание постановки и проведения эксперимента;
в) описание показателей и их измерение в ходе эксперимента;
по результатам экспериментальной части можно судить об области применения и достоверности полученных результатов.

Обычно эта область исследования вызывает множество вопросов, особенно если результаты и выводы встречают возражения. Тогда то внимание направляется на то, как были получены эти самые результаты.

+ Что еще должно быть в "описании эксперимента":
а) описание условий воспроиводимости эксперимента;
б) описание валидности, репрезентативности и рандоминизации;
в) описание процесса, отклонений и реальных условий;

9. Полученные результаты (полученные лично Автором)

-9

Это как раз то, что выносится на защиту!
Результаты полученные лично автором!!

Но без предыдущих пунктов результаты были бы непонятны даже специалистам в данной области, а тем более сложно было бы оценить ваш вклад в достижение этих результатов.

а) результаты которые ожидали получить (соответствуют цели и задачам)
б) неожиданные результаты и наблюдения;
в) результаты - которые остались потенциально не доказанными/не достижимыми (
не хватило времени, вопросов, характер выборки)
...

10. Анализ результатов, обсуждение и выводы

-10

а) выводы относительно результатов и их непротиворечивость;
б) научная значимость, подтверждение теорий, расширение знаний, разрешение противоречий;
в) практическое применение, ожидаемые эффекты, условия и границы применения
...

11. Заключение:  "В заключение я бы хотел сказать"

-11

а) цели: - достигнуты, что именно или нет, и тогда "почему нет";
б) побочные эффекты: - что было найдено еще, в дополнение к тому, что искали (
например: искали нефть, а нашли алмазы);
в) дальнейшее направление:- "я вижу в ..." показать способность видеть перспективу исследования, возможности и перспективы

ЧУТЬ НЕ ЗАБЫЛ: (можно сделать отдельный слайд)
Благодарность тем, кто помогал в работе

а) представьте вам вручили "Оскара" и дали микрофон ... вы говорите СПАСИБО и перечисляете всех, кто помогал ...
б) "я готов ответить на ваши вопросы" - это самая интересная часть!!!
...

12. Переходим к Ответам на Вопросы!

-12

О том какие бывают вопросы и как на них отвечать - в следующем выпуске...

...
Да пребудет с вами сила

-13