Часто слышу от дипломников мантру "десять минут позора и диплом в кармане". Обычно это преддипломный мандраж, который свойственный всем студентам, и отличникам даже в большей степени, чем троечникам.
В этом выпуске я продолжаю тему ЗАЩИТЫ ДИПЛОМА, и представлю технологию, как правильно представить свою дипломную работу, шаг за шагом, мы пройдем этот путь, избавимся от лишних движений и иллюзий.
Традиционно на выступление выделяют 10-15 минут.
На практике это может означать, что де-юре по ФГОСам это 30 минут, а по факту может быть от нуля, до часу и более... Ситуации разные, студенты разные, работы также отличаются...
Поэтому будем исходить из того, что у вас 15 минут, по факту будет 10, за которые вы должны раскрыть основные моменты вашего исследования, продемонстрировать свои знания и умения, а также способность извлекать знания и приходить к самостоятельным выводам и умозаключениям.
Готовьте ваши 12-15 слайдов, делайте заготовки на самые интересные задачи, которые вы решили в ходе дипломного проекта, а также на замечания рецензентов, но не показывайте их, пока вас об этом не спросят.
Главное - рассказать о результатах полученных лично и защищать эти самые результаты ответив на вопросы!!!
Важно отрепетировать защиту с часами, потом перед зеркалом, и далее с живым человеком, получить обратную связь, ну и не мешало бы сделать пару прогонов с научным руководителем и учесть его рекомендации.
План выступления: (пункты=слайды)
1. Выйти и представиться, назвать тему и научного руководителя
2. Актуальность темы: (раскрыть)
Секрет этого слайда - "продать" тему, сделать ее интересной для каждого слушателя, и в то же время обосновать выбор этой темы. Для этого я рекомендую отметить три пункта на этом слайде:
а) почему ты выбрал эту тему - рассказать;
б) почему эта тема интересна бизнесу - объяснить;
в) почему эта тема будет интересна слушателям - заинтриговать.
3. Цель и задачи исследования: - зачем ты проводил исследование, кого и каким результатом ты собираешься удивить??
а) кого и чем ты хотел удивить
б) цель должна быть похожа на цель (SMART, декларировать результат!)
в) целиться лучше в управленческую проблему (для менеджеров), или в проблему по вашему профилю обучения.
3.А. Задачи исследования можно раскрыть на отдельном слайде, это как ступеньки для восхождения на вершину к цели.
а) что ты делал в ходе работы: читал, анализировал, рассматривал, сравнивал, ставил эксперимент, наблюдал, измерял, ...
б) чем проще написано тем лучше воспринимается;
в) важна логическая последовательность задач, одно вытекает из другого;
в) обязательно проговорить о том, что сделано сам лично.
4. Объект и предмет исследования
а) объект - это "явление" - на которое было направлено твое исследование, объект - это то, что можно наблюдать или то, с чем можно столкнуться в жизни;
б) предмет - это "отношение или взаимосвязь" которая проявилась во взаимодействиях, влиянии оного явления на другое (напряжения на силу тока, силы на размер деформации, мотивации на результат работы)
5. Методы и логика работы
а) логика в исследовании:
дедукция, индукция; трансдукция, абдукция;
б) методы структуры исследования:
библиотечное, полевое или лабораторное исследование;
в) методы сбора информации:
наблюдение, опрос или анализ документов;
г) методы опроса:
глубинное интервью, анкетирование или on-line опрос;
д) методы анализа информации:
от факторного анализа, ... , до экспертных оценок (метода Делфи);
е) методы оценки достоверности:
от хи-квадрата, критерия Спирмена, ... , до оценки репрезентативности.
ЛОГИКА РАБОТЫ - это НЕ пересказ содержания работы
логика - это от чего к чему ты двигался в процессе написания, какие идеи, догадки и гипотезы.
Обычно на этот пункт все выкладывают оглавление своей работы - это категорично неверно! Логика работы - это ваш собственный рассказ о том, от чего что и зачем вы делали, какие вопросы изучали и отбросили, это ваш путь, то что и зачем вы делали.
6. Теоретическая часть
а) степень разработанности темы - что уже было сделано до тебя и кем было сделано,
б) проблемные области в теме - что еще не было сделано, не доказано, разногласия, противоречия,
в) теория подводящая к определенным предположениям и гипотезам (предполагаемым ответам/объяснениям)
7. Гипотеза
Это та самая "вишенка на торте", свидетельство не только научной работы, но и владение абдукцией, способности извлекать знания, оценивать их достоверность и работоспособность.
Гипотеза - это не вопрос, не проблема, а это ответ на вопрос! Причем этот ответ должен быть валидным и не очевидным, но он может противоречить существующим установкам! (как Гелиоцентрическая модель мира противоречила установкам модели Птоломея)
8. Методическая часть
а) описание объекта исследования;
б) описание постановки и проведения эксперимента;
в) описание показателей и их измерение в ходе эксперимента;
по результатам экспериментальной части можно судить об области применения и достоверности полученных результатов.
Обычно эта область исследования вызывает множество вопросов, особенно если результаты и выводы встречают возражения. Тогда то внимание направляется на то, как были получены эти самые результаты.
+ Что еще должно быть в "описании эксперимента":
а) описание условий воспроиводимости эксперимента;
б) описание валидности, репрезентативности и рандоминизации;
в) описание процесса, отклонений и реальных условий;
9. Полученные результаты (полученные лично Автором)
Это как раз то, что выносится на защиту!
Результаты полученные лично автором!!
Но без предыдущих пунктов результаты были бы непонятны даже специалистам в данной области, а тем более сложно было бы оценить ваш вклад в достижение этих результатов.
а) результаты которые ожидали получить (соответствуют цели и задачам)
б) неожиданные результаты и наблюдения;
в) результаты - которые остались потенциально не доказанными/не достижимыми (не хватило времени, вопросов, характер выборки)
...
10. Анализ результатов, обсуждение и выводы
а) выводы относительно результатов и их непротиворечивость;
б) научная значимость, подтверждение теорий, расширение знаний, разрешение противоречий;
в) практическое применение, ожидаемые эффекты, условия и границы применения
...
11. Заключение: "В заключение я бы хотел сказать"
а) цели: - достигнуты, что именно или нет, и тогда "почему нет";
б) побочные эффекты: - что было найдено еще, в дополнение к тому, что искали (например: искали нефть, а нашли алмазы);
в) дальнейшее направление:- "я вижу в ..." показать способность видеть перспективу исследования, возможности и перспективы
ЧУТЬ НЕ ЗАБЫЛ: (можно сделать отдельный слайд)
Благодарность тем, кто помогал в работе
а) представьте вам вручили "Оскара" и дали микрофон ... вы говорите СПАСИБО и перечисляете всех, кто помогал ...
б) "я готов ответить на ваши вопросы" - это самая интересная часть!!!
...
12. Переходим к Ответам на Вопросы!
О том какие бывают вопросы и как на них отвечать - в следующем выпуске...