Я думаю любой человек, смотрящий достаточно много мультсериалов, очень скоро начинает замечать очевидные клише и шаблоны, которые используют мультипликаторы в своих творениях. Это касается как всей идеи мультфильма, так и отдельных серий внутри сформировавшегося сеттинга. Поговорим немножечко об этом.
Попаданцы - достаточно распространённый шаблон как в жанре аниме, так и в любой другой анимации. Суть шаблона в следующем - есть персонаж, который каким-либо образом попадает в фэнтези-мир, в котором всё отличается от его "нормального" мира, существуют всякие диковинные существа, может быть магия, или ультрасовременные технологии, кому что нравится. И внутри этого мира наш персонаж пытается найти своё место, или же просто вернуться обратно домой. В 80% случаев, наш персонаж оказывается ещё и избранным, но это отдельная история.
Пример такого "попаданца" - мультфильм Дом Совы.
Сюжет по началу построен по описанному ранее шаблону - девочка-подросток Луз не может найти себе место в нашем мире, так как очень гиперактивна, любит читать фэнтези-книги и очень много фантазирует. Волею судьбы, она попадает через управляемый портал в мир магии - на Кипящие острова, где знакомится с ведьмой Идой и её другом-демоном Королём. Наша героиня решает остаться в этом мире на лето, так как явно не хочет в лагерь для "нормальных детей", в который её отправила мама.
Данный мультфильм - пример хорошего использования шаблона, так как вселенная, в которую попадает Луз, очень хорошо проработана, ровно как и окружающая её действительно, персонажи и сам сюжет.
Пример плохого использования шаблона приводить не буду - побережём вашу психику. Лучше посмотрите как мило выглядят Ида и Король
Как я уже сказал, шаблоны используют не только в основе идеи. В отдельно взятых сериях тоже присутствуют часто используемые клише, которые меняются благодаря сеттингу мультфильма.
Один из таких шаблонов - битва новичков и опытных в каком-либо спорте. Достаточно понятный шаблон, который используется не только в мультфильмах - одна из сторон вызывает другую на дуэль в спортивном поединке во имя чести. Победивший получает всё, проигравший - только позор. Так как шаблон известный, то и выходы из него используют разные, и зависит это от сеттинга. Новички могут победить опытных с небольшим отрывом, а могут проиграть, но с честью и важными для них выводами.
В выше упомянутом Доме Совы спортом, на базе которого проходила дуэль, был Гругби - магическая версия американского футбола. Шаблон был классически использован, и финал был не в пользу "новичков", однако персонажи сделали действительно важные для дальнейшего сюжета выводы. К тому же, в мультсериале достаточно смешно был обыгран классический приём "тренировочного монтажа", в котором обычно под бодрую музыку новички тренируются, чтобы победить своих противников. Этот момент явно заслуживает вашего внимания.
Шаблоны - ни в коем случае не показатель компетентности сценариста и автора идеи, так как без каких-либо клише и шаблонов не обходится ни мультипликация, ни кинематограф. Гораздо важнее, КАК этот шаблон используется автором. Уместен ли он? Вписывается ли в сеттинг? Нужен ли он для повествования? Если на все эти вопросы сценарист может ответить твёрдое "Да" и к тому же смешно обыграть использования этого шаблона в произведении - значит этот шаблон используется правильно и не будет вызывать отвращение у зрителя. Наоборот, это вызовет дополнительный интерес как к произведению, так и к автору.