Найти в Дзене

ПОСЛАНИЕ К ТИТУ (ч.1): ВВЕДЕНИЕ

Оглавление

Джек М. Шарн писал:

Раз мог Господь вселенную создать 
И шар земной в ней поместить,
Всем сущим в этом мире управлять, 
Движеньем звезд руководить,
То мог ли бросить Он Свое творенье 
В мир непонятный и большой,
Не указав ему на путь спасенья 
Своею царственной рукой?

Это поэтическое изображение Божьего провидения как нельзя лучше подходит, чтобы дать верное направление мыслям начинающему изучать Послание Павла к Титу.

ЦЕЛЬ

Послание к Титу является наглядной практической демонстрацией Божьего провидения в действии. Задача, которую Павел ставил перед Титом, указывает на то, как благовестник должен работать над укреплением местных общин. Именно “для того” (Тит. 1:5) Павел и оставил Тита на Крите.

Каждая грань послания направлена на то, чтобы способствовать возрастанию членов общины (1:5-9). Оно обращено к различным классам и группам людей (2:1-10) и содержит указания, как вести себя с нарушителями порядка дома (1:10, 11; 2:5, 6), в обществе (1:12, 15, 16) и в церкви (3:9-11). В любом веке общины будут состоять из различных групп и слоев населения, и послание, таким образом, призывает всех подняться до высокого примера, оставленного нам Иисусом Христом (2:11-14; 3:3-6), который действительно дает нам “надежду вечной жизни” (1:2; 3:7).

Тит был оставлен на Крите с конкретным заданием: укрепить тело. И сегодняшние проповедники вряд ли найдут более действенное орудие, чтобы помочь удовлетворить нужды местных общин.

Три письма Павла: два Тимофею и одно Титу - с XVIII в. известны как пасторские (пастырские) послания. В 1703 г. Д. Н. Бердо первым назвал Послание к Титу “пасторским посланием”, но, как отмечает Майкл Мосс: “На самом деле, ни слово «пастор», ни его эквивалент «пастырь», не встречаются ни в одном из этих трех посланий... Эти послания никак нельзя назвать учебником пастырского богословия. Только незначительная часть этих книг содержит то, что можно было бы назвать учением о священнослужителях” (1 Тим. 3:1-13; 5:3-22; Тит. 1:5-9).

МЕСТО И ЛЮДИ

Нрав жителей острова Крит был хорошо известен. Они пользовались дурной славой. Уильям Барклей отмечает:

«Ни один народ не имел худшей репутации в древнем мире, чем критяне. В древнем мире называли три самых порочных “К”: это критяне, киликийцы и каппадокийцы. Критяне были известны своим пристрастием к алкоголю, высокомерием, ненадежностью, лживостью и жадностью... О дурной славе критян говорит тот факт, что в речи греков даже появился глагол кретидзейн, который означал лгать и мошенничать...»

Проблема не ограничивалась только тем миром, который окружал церковь; явно, что и сама церковь страдала от этого дурного влияния. Меррилл Тенни пишет:

«Проблемы на Крите были вызваны нравственной распущенностью, идущей от природных наклонностей критян (1:12, 13), и усугублены спорами об иудейских преданиях и заповедях, которые всячески поддерживала группа иудействующих (1:10), известных своей гнусностью (1:16), непокорностью (1:10), корыстолюбием (1:11) и раскольнической деятельностью (1:11). Эти учителя отличались от тех, которые создавали трудности галатам; их заблуждение заключалось в моральной развращенности, в то время как галаты слишком педантично придерживались буквы закона. Это послание осуждает и тех, и других».

Виктор Ховен отмечает, что Тит. 1:10-14 описывает “их характер и поведение, о которых пишет грек Эпименид и с которыми полностью согласен Павел. В стихах 15 и 16 дается описание состояния их души и совести. См. Мф. 15:19, 20. Какое огромное поле для деятельности!” Подробности возникновения церкви на этом острове нам неизвестны. Тиссен указывает на день Пятидесятницы (Деян. 2:11), как на возможный источник знакомства критян с христианством. Кроме того, Павел сделал там короткую остановку на своем пути в Рим (Деян. 27:7-13, 21).

Из ключевых слов и мыслей, вплетенных Павлом в ткань этого послания, вырисовываются нужды людей независимо от их происхождения. Обратите внимание на следующие контрасты между внешним миром и посланием, сравнив нужды и разрешение проблем.

Обществу, погрязшему в нравственных и духовных проблемах, Павел представляет чистого и вседостаточного Спасителя (1:3, 4; 2:10, 11, 13; 3:4, 6). Поэтому у любого зараженного грехом общества всегда есть надежда.

“Многим непокорным, пустословам и обманщикам” (1:10) Павел предлагает в качестве противоядия хорошую дозу здравого учения (1:9, 13; 2:1,2, 10). Это здравое учение рассчитано на “восприимчивые” души (1:8; 2:5, 6, 12) - на тех людей, которые в своем стремлении к воздержанию поднимаются над обществом, живущим под девизом “что хочу, то и делаю”. Это воздержание проявляется перед людьми в “благочестии” (1:1; 2:12; 1 Тим. 2:2, 10; 3:16; 4:7, 8; 6:3, 5, 6, 11; 2 Тим. 3:5).

Здравое учение уводит принявших его людей от состояния “утроб ленивых” (Тит. 1:12), делая их “ревностными к добрым делам” (2:14; см. 1:16; 2:3, 7; 3:1, 8, 14).

Павел призывает остерегаться крайней позиции, которую занимают противящиеся, непокорные, навязывающие постановления людей, злословящие, сварливые (по всей вероятности) иудействующие (1:9-11, 14; 2:8; 3:2, 9, 10). Он учит, что рвение должно основываться на “повиновении” (2:5, 9; 3:1).

Коротко говоря, это послание призывает злых жителей Крита (1:12) стать добрыми и творить добро (1:16; 2:3, 7, 10, 13, 14; 3:1, 8, 14).

Нужды этого народа далее рассматриваются с позиций здравого учения, и с позиций этого же учения ему дается единственно верное направление. Уолтер Даннет резюмирует изложенные в этом послании учения:

1. Учение о Боге. Он вечен (1:3), Он дает благодать и мир (1:4), Он открыл Себя (2:11), и Он есть наш Спаситель (3:4). Павел - Его раб (1:1). (Гордым нужно покориться Богу).

2. Учение о Христе. Он наш Спаситель (1:4; 2:13; 3:6). Обратите внимание, что Павел дает одно и то же определение как Богу, так и Христу. Утверждение в 2:13 особенно важно, так как свидетельствует о божественности Христа. (Божество во плоти является образцом для человека, и подражание ему украшает учение; 3:10).

3. Учение о Святом Духе. Через Него осуществляется возрождение (3:5). (Божья милость возрождает падшего).

4. Учение о Божьем Слове. Бог явил Свое Слово в проповеди (греч. керигма), и оно должно стать мерилом нашей жизни (1:3; 2:5, 10). В 1:9 оно называется “истинным”. Обратите внимание, что упор делается на правильном проповедовании Слова Божьего (1:9; 2:1, 7). С этим же связано предупреждение о ереси, которая, очевидно, выражалась в иудейской разновидности учения гностиков (1:10, 14; 3:9). (Людским ересям резко противопоставляются божественные законы).

5. Учение о (местной) церкви. Апостол писал как наделенный властью свыше (1:1, 3), и потому Тит также должен был говорить, увещевать и обличать со всякой властью (2:15). Павел излагает требования к старейшинам (1:6-8) наряду с их обязанностями (1:9). В 2:1-3:2 излагаются обязанности верующих. (Нужно внимать божественным указаниям о духовном развитии человека и следовать им).

Этот обзор учений высвечивает практическую направленность послания Павла к Титу, в котором, благодаря божественным указаниям, божественная и человеческая сущности чудесным образом вплетаются в жизнь общины, которой не коснется тление независимо от окружения, в котором она находится. Такая перспектива должна побуждать Божьих людей быть чистыми и служить образцом для всего общества.

ВРЕМЯ

Из библейского повествования видно, что Павел был освобожден из своего первого римского заключения (Деян. 28:16-31; см. также Фил. 2:24; 4:22). Незадолго до выхода на свободу Павел начал строить планы по отправке Тимофея в Филиппы (Фил. 2:19-23). Освободившись, он тут же едет в Малую Азию (как и планировал; см. Флм. 1, 10, 22), сделав по дороге остановку на Крите. Там апостол оставляет Тита (Тит. 1:5). По плану, Павел направляется в Колоссы, чтобы решить с Филимоном вопрос об Онисиме. В какой-то момент в течение этого отрезка времени Тимофей покидает Филиппы и встречается с Павлом в Эфесе или Милете. Павел просит Тимофея остаться в Эфесе, а сам отправляется в Македонию (1 Тим. 1:3). Находясь в Македонии, Павел надеется вернуться в Эфес, однако думает, что может задержаться (1 Тим. 3:14, 15). В это время он пишет первое послание к Тимофею и послание к Титу. Планы его путешествия меняются, на что указывает его просьба к Титу присоединиться к нему в Никополе Эпирском, расположенном на восточном побережье Ионического моря. “Он еще не прибыл в Никополь (3:12). Так как он решил провести зиму там (а не “здесь”), то вполне возможно, что он писал в конце лета или в начале осени”, - пишет Рональд Уорд. А Уильям Хендриксен отмечает: “Дата 63 г. может быть вполне правдоподобной”. Маловероятно, чтобы Павел был отпущен из римского заключения в начале гонений, развязанных Нероном в 64 г.

ПОЛУЧАТЕЛЬ

Что мы знаем о Тите, проповеднике, который получил это письмо? Льюис С. Фостер пишет: “Кто родители Тита и откуда он родом, мы не знаем. Однако известно, что он был язычником и что через четырнадцать или семнадцать лет после того, как Павел стал христианином, Тит был в Антиохии Сирийской (см. Гал. 1:18; 2:1). С этого времени он становится близким соратником Павла, который высоко ценит его и дает ему важные поручения”.

В книге Деяний имя Тита не упоминается, но в других книгах Нового Завета оно встречается тринадцать раз: дважды в Послании к Галатам (2:1; 2:3), один раз во 2 Тимофею (4:10), девять раз во 2 Коринфянам (2:13; 7:6, 13, 14; 8:6, 16, 23; и дважды в 12:18), не говоря уже об адресованном ему послании (1:4). В Деяниях же мы находим косвенную ссылку на Тита, хотя само имя и не упоминается. Сравнивая Деян. 15:2 (“некоторым другим”) с Гал. 2:1, 3 (“взяв с собою и Тита... но и Тита, бывшего со мною”), мы узнаем, что после первого миссионерского путешествия Тит был с Павлом и Варнавой. Когда их послали в Иерусалим, чтобы помочь церкви решить вопрос об обрезании христиан из язычников, их сопровождали и “некоторые другие”, среди которых был Тит. Таким образом, в вопросе об обрезании Тит был своего рода “экспонатом №1”, и Павел с его помощью занял твердую позицию ради того, чтобы свобода евангелия во Христе не была утеряна (см. Деян. 15:1-29; Гал. 2:3-5).

Тит был особым эмиссаром, посланным в коринфскую церковь, переживавшую трудности (см. 2 Кор. 2:13; 7:5-14; 12:17, 18), и оттуда принес Павлу утешительную весть. Ясно, что Павел доверял сообщениям Тита. Полное доверие Титу также подтверждается тем фактом, что его избирают помогать в сборе средств для бедных в Иерусалиме (2 Кор. 8:6-24).

Павел оставил Тита на Крите, “…чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал” (1:5). Позже Тит понадобился в Никополе, а затем был с Павлом в Риме во время его второго тюремного заключения, откуда по поручению апостола отправился в Далматию (3:12; 2 Тим. 4:10).

Все эти задания характеризуют Тита как человека, на которого Павел мог возложить такие сложные задачи, как решение церковных проблем. Ему можно было доверить и деньги, и свои переживания. Он был учителем, организатором и инициативным человеком, который на любом месте сразу же принимался за дело. Учитывая тот замечательный пример, каким является Тит, каждому проповеднику было бы полезно здесь остановиться и проверить себя с помощью следующего теста, состоящего из четырех пунктов:

1. Как вы воспринимаете критику (Гал. 2:3-5; Деян. 15:1-29)?

2. Можете ли вы сделать точное и достоверное сообщение о том, что сделали другие и чем они занимаются на данном этапе?

3. Можете ли вы довершить недоконченное, что бы это ни было, и поставить старейшин в каждом городе (1:5)? Если говорить об организации, то уж очень много есть общин, где Господня работа так и остается незаконченной.

4. Можно ли вам доверить церковную казну (2 Кор. 8:6, 16-21, 23, 24)? Одному только Господу известны размеры ущерба, нанесенного жизни и росту общин только тем, что проповедники оказывались не в состоянии соответствовать образцу, данному Титом.

Учитывая такие ответственные задачи, какие Павел возлагал на Тита, неудивительно, что апостол называл его “истинным сыном по общей вере” (1:4). Во многих отношениях Павел и Тит действовали “в одном духе” (см. 2 Кор. 12:18). Что касается дела Христа и Его народа, то Павел утверждал, что Бог вложил “усердие” в сердце Тита (2 Кор. 8:16, 17). Это сочетание неравнодушия с прилежанием и мудростью в сложных ситуациях сделало Тита бесценным соработником Павла и Господа.

Изучение жизни и работы Тита пойдет на пользу любому благовестнику, если девизом его жизни будут слова: “Иди, и ты поступай так же!”

Теперь, когда мы знаем, почему было написано это послание, для кого оно было написано и кому адресовано, давайте перейдем к самому тексту и внимательно изучим, что там написано.

В своем письме Титу Павел упоминает некоторых людей, географические места и понятия, которые, возможно, нуждаются в пояснениях. Прежде чем перейти к изучению самого послания, давайте поговорим о некоторых из них.

ЛЮДИ В ПОСЛАНИИ К ТИТУ

Аполлос

“Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка” (3:13).

Так как между этим человеком и красноречивым иудейским учителем из Александрии (Деян. 18, 19) не делается никаких разграничений, то мы полагаем, что это одно и то же лицо. Он также упоминается в Деян. 18:24; 19:1; 1 Кор. 1:12; 3:4-6; 3:22; 4:6; 16:12.

Артема

“Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь; ибо я положил там провести зиму” (3:12).

Мы ничего не знаем об этом сподвижнике Павла, так как это единственное упоминание о нем.

Тит

“Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего” (1:4).

Тит был другом и высоко ценимым, доверенным соработником Павла на протяжении пятнадцати или даже более лет. Его имя не упоминается в Деяниях, хотя Гал. 2:3 подтверждает, что Тит подразумевается в Деян. 15:2 среди “некоторых других”. Павел не согласился на обрезание Тита, на чем настаивали иудействующие во время иерусалимской конференции, посвященной вопросу общения между иудеями и язычниками. Об этом говорится в Гал. 2:3.

Тит был язычником. Завет Бога с Авраамом об обрезании (Быт. 17) не мог требовать иудейского обрезания от язычника, поскольку был заключен с евреями и предназначен для них. Христианское евангелие обрезания ни от кого не требовало. Поэтому не было и оснований, по которым кто-либо мог требовать от Тита выполнения этого обряда. Это стало основным свидетельством против соблюдения закона.

Тит работал с церквами в Филиппах, Фессалониках, Верии, Коринфе, на Крите и в Далматии. В общей сложности он упоминается в Библии тринадцать раз, из которых девять - во 2 Коринфянам, где ясно говорится о том, что он помогал собирать фонд помощи для бедных среди святых в Иудее. Написанию 2 Коринфянам предшествовало путешествие Павла из Эфеса в Македонию, где он встретился с Титом и узнал о ситуации в Коринфе.

Тихик

“Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь; ибо я положил там провести зиму” (3:12).

Тихик, христианин из Малой Азии, сопровождал Павла из Греции в Иерусалим и был послан Павлом доставить письма в Эфес, Колоссы и Филимону. Видимо, это он проповедовал колоссянам, и это он позже искал помощи у Павла в борьбе с ересью в Колоссах. В Писании он упоминается пять раз (Деян. 20:4; Еф. 6:21; Кол. 4:7; 2 Тим. 4:12; Тит. 3:12).

Зина

“Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка” (3:13).

Мы не знаем, куда этот законник (вероятно, знаток иудейского закона) направлялся вместе с Аполлосом. Вполне возможно, что они как раз и были отправлены к Титу с этим письмом. Павел просит Тита помочь им в их путешествии, что может понадобиться, когда они будут проезжать через Крит.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МЕСТА В ПОСЛАНИИ К ТИТУ

Крит

“Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал” (1:5).

Крит - четвертый по величине остров Средиземноморья. На нем возникла одна из старейших и наиболее развитых торговых цивилизаций. Во времена Нового Завета нравственность жителей острова находилась в плачевном состоянии (1:12). Тит должен был “привести в порядок” (Современный Перевод) проблемы, с которыми столкнулась молодая церковь в этом языческом мире.

Никополь

“Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь; ибо я положил там провести зиму” (3:12).

Этот “победоносный город” находился на северо-западном побережье Греции, где Павел решил провести зиму, скорее всего, 65 года, а может, и 66-го. В письме он просит Тита прийти к нему после того, как тот завершит свою работу на Крите. Поскольку это последнее точно известное место, куда Павел собирался идти, то некоторые допускают, что его второй арест состоялся именно там.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ПОСЛАНИЯ К ТИТУ

Передача верной информации всем христианам была настолько важна для Павла, что в этом послании он часто использует слова “учение”, “учительство”, “наставлять”, “научать” и их синонимы.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи