На День восстановления независимости Латвии в Риге проходило много интересных акций. Одна из них - «Mans tautastērp» («Мой национальный костюм») – привлекла моё внимание тем, что позволила в мельчайших деталях рассмотреть старинную одежду, которую, как я понимаю, носили предки современных латышей.
Установленные перед огромным экраном манекены служили основой для формирования женских, мужских и одного детского национального лука, а также предлагали стать частью латышского культурного наследия, завершив этот модный ряд своей собственной персоной.
Самые удачные кадры, на мой взгляд, получались у тех, кто пришёл в собственных национальных костюмах. Такие люди выглядели очень органично на фоне слегка ожившей истории.
Все остальные, впрочем, тоже не тушевались, занимая место со следами, чтобы оставить свой пусть не очень гармоничный, но зато современный след в истории Латвии. Я же в очередной раз пожалела, что плохо разбираюсь как в истории моды, так и истории латышской культуры, но… нельзя объять необъятное.
Судя по открытым источникам, история латышского национального костюма делится на два периода: древний (с VII по XIII века) и этнический (период этнографической одежды, относящийся к XVIII-XIX веку).
На манекенах, выставленных 4 мая 2021 года на Ратушной площади, очевидно представлена одежда из второго периода, хотя вот на этой «девушке» мы видим круглую бронзовую брошь, более характерную для древнего латышского костюма.
У этого «мужчины» за пояс заткнуты варежки. И это не случайно. Интернет подсказывает, что украшенные латышским национальным орнаментом варежки были важной частью мужского праздничного костюма (о, чудо – даже летнего!), так как преподносились в качестве подарка на свадьбы и похороны, затем бережно хранились и использовались для завершения модного национального лука.
Круглое украшение, напоминающее собой венок, на груди у этой «женщины» - металлическая брошь с красными камешками, характерная для этнографического периода национального костюма и используемая в качестве декоративного крепёжного элемента шали.
Боюсь ошибиться, но «мама с дочкой», скорее всего, символизируют льняной тренд латышского национального костюма. В луке ребёнка отчётливо видны черты латгальской культуры.
Латвия – страна неоднородная по культуре. В ней принято выделять как минимум пять регионов, для каждого из которых характерен свой национальный колорит, отражающийся в том числе и в одежде. Во внешнем облике этой «женщины» я, к примеру, разглядела культурные традиции Земгале (приграничный регион, расположенный рядом с Литвой): цветочные мотивы (образ розы), вертикальные полосы на юбке, надетый поверх неё широкий вязаный кушак.
И снова мужской образ с варежками. Согласитесь, без последних наряд выглядел бы весьма скучным.
Всегда рада новым друзьям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!