И снова пишу о программе возвращения на Кавказ редчайшего краснокнижного переднеазиатского леопарда. Если вы постоянно меня читаете, то наверняка знаете о том, что это самая сложная и тяжело идущая из программ восстановления популяций редких животных в России. Часть животных, выпущенных в дикую природу, по разным причинам погибли. В 2020 году от истощения и, предположительно, заражения клеточным паразитом погибла юная Лаба – об этом можно почитать в материале «Трагические истории больших кошек: Лаба». А в 2017 году была найдена мертвой кошка Виктория.
Виктория – первый котёнок, который родился в Центре восстановления леопарда на Кавказе. Любимица сотрудников и чего уж там, моя любимица. Я очень внимательно наблюдала за ее судьбой: она была предназначена для первого в российской истории выпуска переднеазиатского леопарда в дикую природу. А уж сотрудники Центра протяжении 36 месяцев наблюдали за ней каждый день, отрабатывая на ней и ее двух собратьях-мальчиках программу подготовки котят к самостоятельной жизни.
«Готовя её к самостоятельной жизни в природе, где каждая охота связана с риском для жизни, мы натаскивали её, проводя учебную охоту рано утром и ночные часы; при дожде и снеге, и она демонстрировала потрясающую ловкость и сообразительность».
Так характеризовал юную леопардессу заместитель директора Сочинского национального парка и научный руководитель Центра восстановления леопарда Умар Семенов.
В июле 2016 года леопардесса Виктория и два самца леопарда — Ахун и Килли были отпущены в дикую природу в горах на территории Кавказского заповедника.
Виктория больше года без проблем жила в естественной среде, в том числе пережила зиму. Кошка не давала никаких поводов для беспокойства: по данным своего спутникового ошейника и фотоловушек, она успешно охотилась на естественную для леопардов добычу, досыта ела, активно использовала территорию и избегала контактов с человеком.
Осенью 2017 года о Виктории удалось узнать несколько не очень хороших новостей.
Во-первых, девушка не захотела спариваться ни с одним из выпущенных вместе с ней в дикую природу самцов. Виктория продинамила и гордого Ахуна, и красавца Килли, которого, кстати, приезжал проведать сам Президент России Владимир Путин.
А во-вторых, Виктория стала выходить к людям! Хотя раньше она помнила уроки, полученные в Центре, и избегала людей, в ноябре 2017 года леопардесса стала совершать набеги на окраины абхазского села Лыхны. Несколько дней подряд она воровала кур из курятника одного из местных жителей.
В конце концов сельчане соорудили ловушку и поймали чересчур осмелевшую кошку. Кстати, потом им даже выдали грамоты и подарки от Минприроды России за то, что Викторию поймали, не причинив ей вреда.
К утру 16 ноября на место прибыла группа специалистов. Леопардесса была обездвижена, идентифицирована и отправлена в Центр восстановления леопарда на курс реабилитации.
Сначала ученые предполагали, что краснокнижная кошка получила травмы, поэтому вынуждена была охотиться на такую легкую добычу, как деревенские куры. Но нет, Виктория была совершенно здорова. Ветеринарное обследование показало отличное состояние зверя. Просто девочка полениться решила! Кур-то легче добыть, чем серну или тура.
После месяца реабилитации в Сочинском Центре восстановления леопарда на Кавказе леопардесса успешно прошло повторную аттестацию. Готовили девушку к вольной жизни на этот раз ещё более тщательно. Перед выпуском Виктория показала хорошие результаты: справилась со всеми проводимыми тестами, включая тест на естественный страх перед человеком. Ученые облегченно вздохнули, надеясь, что кошка больше не полезет к курам или другим домашним животным и будет держаться подальше от селений.
28 декабря, перед Новым годом, Виктория была возвращена на территорию Кавказского заповедника. На кошку снова была надет спутниковый ошейник. С помощью вертолета специальная транспортная клетка с леопардессой была доставлена на гребень горы Ахцархва, на то же самое место, где состоялся первый выпуск трех леопардов в июле 2016 года.
Одновременно с Викторией на территории высадилась группа полевого мониторинга. Они осмотрели горы в районе выпуска Виктории, проверили фотоловушки и состояние кормовой базы в этой местности, и сделали вывод, что леопардесса сможет хорошо охотиться и благополучно перезимовать.
К несчастью, уже в январе, через три недели после повторного выпуска, ошейник Виктории подал так называемый «сигнал смерти». Умное устройство так реагирует, если ошейник 24 часа находится в неподвижном состоянии. Такое может быть в двух случаях: либо леопарду удалось избавиться от ошейника и он остался на земле, либо животное погибло или травмировано настолько сильно, что не может двигаться.
Тело леопардессы было найдено по данным координат ошейника на территории Кавказского заповедника. Эксперты, сопоставив все данные, пришли к выводу, что хищница погибла в середине января из-за неудачной охоты на крупного зверя (например, это мог быть кабан-секач или тур).
Гибель Виктории стала большой потерей для программы восстановления леопарда на Кавказе. Тогда мы ещё не знали, что впереди ещё несколько трагических смертей этих редчайших кошек...
Если вам понравился материал, вы можете показать это автору, перечислив ему небольшой подарок.