Найти тему
газета "ИСТОКИ"

ТАЙНОПИСЬ АРХЕТИПОВ В РОМАНЕ Д. ЮЛТЫЯ «КРОВЬ». ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Введение

Роман башкирского классика Даута Юлтыя «Кровь» имел трагическую судьбу, как и сам автор: они вместе подверглись репрессиям в 1937 году. Юлтый имел замысел написать трилогию, и к моменту ареста завершил вторую книгу романа, но был расстрелян в 1938 году вместе с большой группой башкирской интеллигенции. Оригинал второй книги был утерян при аресте, но чудом сохранился – в переводе на русский язык.

Актуальность исследования связана с новым прочтением романа как отпечатка башкирского менталитета той эпохи. Без нового подхода к изучению творчества Даута Юлтыя литературоведение не может справиться с раскрытием духовных поисков автора. Изучение влияния архетипов сознания на творческий процесс писателей весьма перспективно и способно раскрыть скрытую прежде основу возникновения художественных образов в литературе.

Цель исследования определила следующие задачи: во-первых, прояснить авторский замысел, отражающий своеобразие творческого мышления писателя, во-вторых, расшифровать тайнопись архетипов сознания, в-третьих, установить наличие конфликта в пластах сознания автора.

Для выявления применялся комплексный метод исследования литературы.

Теоретической базой статьи являются труды литературоведа Г.Б. Хусаинова [6], который исследовал биографию и творческий путь Д. Юлтыя и психолога К.Г. Юнга, который описал архетипы [10].

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные выводы могут быть использованы при разработке курсов, посвященных творчеству Д. Юлтыя, а также в изучении других произведений литературы.

Два пласта башкирского мировоззрения

Мировоззрение башкирского народа, его духовность, менталитет долгими веками складывались в основном из двух начал. Первый важный пласт башкирского сознания связан с устным народным творчеством и имеет глубокие корни, идущие от синкретического мировоззрения, древних религиозных представлений, таких как зороастризм, тенгрианство и др.; поэтому назовем его башкирским язычеством или башкирским мифологическим сознанием. Оно тесно связано с местным ландшафтом и природой края. Второй важный пласт, составляющий духовность народа, связан непосредственно с мусульманской религией и арабской письменностью. Известно, что башкирское язычество имело древнюю руническую письменность, а ислам бытовал также и в устной форме. Важно, что оба пласта занимают в мировоззрении народа одинаково важные позиции, во многих случаях накладываясь друг на друга.

Языческая картина мира, восстанавливаемая по мифологии, во многом совпадает с мусульманской. Например, если в башкирской мифологии существовало деление мира на три уровня: небо, земля, подземное или подводное царство, то и в исламе есть трехмерное пространство: на небе, на земле, под землей. Именно поэтому одни архетипы сознания легко накладываются на другие. В свою очередь ислам среди башкир имеет свои национальные особенности. Башкиры-мусульмане, живущие в тесном контакте с природой, продолжают одновременно поклоняться духам лесов, озер, гор, рек и т. д. С развитием новой системы письменности и образования наблюдалось движение пластов сознания. Остатки древних языческих культур и обрядов из религиозной сферы смещались в поэтическую, переходили в фольклор. Например, этнограф А.Ф. Илимбетова указывает в своих трудах: «Хумай в народном творчестве башкир характеризуется как мифическая птица – лебедь неземного мира, обладающая даром перевоплощения» [4, с. 56]. Как известно, Хумай дочь царя птиц Самрау и Солнца, которая может принимать облик прекрасной девы [2, с. 277, 366].
Языческая картина мира, восстанавливаемая по мифологии, во многом совпадает с мусульманской. Например, если в башкирской мифологии существовало деление мира на три уровня: небо, земля, подземное или подводное царство, то и в исламе есть трехмерное пространство: на небе, на земле, под землей. Именно поэтому одни архетипы сознания легко накладываются на другие. В свою очередь ислам среди башкир имеет свои национальные особенности. Башкиры-мусульмане, живущие в тесном контакте с природой, продолжают одновременно поклоняться духам лесов, озер, гор, рек и т. д. С развитием новой системы письменности и образования наблюдалось движение пластов сознания. Остатки древних языческих культур и обрядов из религиозной сферы смещались в поэтическую, переходили в фольклор. Например, этнограф А.Ф. Илимбетова указывает в своих трудах: «Хумай в народном творчестве башкир характеризуется как мифическая птица – лебедь неземного мира, обладающая даром перевоплощения» [4, с. 56]. Как известно, Хумай дочь царя птиц Самрау и Солнца, которая может принимать облик прекрасной девы [2, с. 277, 366].

Мусульманская картина мира также претерпевала изменения, сужалась. В результате Октябрьской революции исламская религия была изолирована от жизни общества. Это неизбежно отразилось на сознании народа. Благодаря воспитанию любви к родному краю языческие архетипы стали играть новую роль. Идеи коммунизма, мечта о справедливом и гуманном обществе легко находили отклик в душах людей, подготовленных мусульманской проповедью о равенстве.

В последнее время, в связи с возвращением к забытым духовным ценностям: к мусульманской религии, к устному народному творчеству, наблюдается одновременно процесс возрождения язычества в сознании башкирского народа. Весь этот сложный комплекс мировоззрения продолжает развиваться благодаря языку и литературе, искусству и фольклору, религии и философии.

Произведение литературы как зеркало отражает состояние национального сознания в тот или иной момент его развития. И чем писатель талантливее, тем ярче выражается в его творчестве национальный дух – во всем его многообразии. Литературное произведение, таким образом, является проявлением национального сознания, его духовной практикой.

Филолог Р.Ф. Хасанов отмечает, что «Наличие архетипических сюжетов и мотивов в башкирском историческом романе – также свидетельство его творческих связей с фольклором» [7, с.18].

Национальную особенность литературного произведения выражают те или иные архетипы. Архетипы – это общие схемы, которые оказывают непосредственное влияние на подсознание читателя. В силу того, что башкирское сознание складывается в основном из двух пластов, то правомерно выделить языческий и мусульманский архетипы. Если языческие архетипы связаны с мифологией, с эпосами, со всем разнообразием фольклора, то мусульманские с Кораном, с шариатом, с исламом. Языческий и мусульманский архетипы имеют много общего с архетипами других народов.

В творчестве башкирского писателя обязательно будет присутствовать влияние того или иного архетипа. Это зависит и от эпохи, в которой жил и творил художник, и от его индивидуальности. В произведении архетипы проявляются через образы, символы, аллегории, метафоры и другие поэтические средства. Художник делает это подсознательно.

Архетип – понятие родовое; образ, через который он раскрывается – видовое. Архетипы закладывались в генетическую память с древнейших времен.

Эпос «Урал-батыр» полностью построен на философско-религиозной концепции зороастризма. Это и разделение Вселенной на две противоборствующие силы: добра и зла, это и свобода человека встать на тот или иной путь, это и победа добра над злом. Философ Д.Ж. Валеев «…в своей работе «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее» сделал конкретно-исторический анализ истории нравственного сознания башкирского народа. Он одним из первых обратился к произведению башкирского эпоса «Урал-батыр» как к сакральному памятнику. Здесь получили отражение космогонические воззрения башкир, поставлена проблема первоосновы мира» [1, с.39].

Карл Густав Юнг предположил, что «Архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно… сравнить с системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием… Архетип сам по себе есть пустой, формальный элемент, ни что иное, как способность преформирования, данная возможность оформлять представления» [10, с. 95-96].

Архетипы башкирского сознания в романе Даута Юлтыя
Архетипы башкирского сознания в романе Даута Юлтыя

Например, классик башкирской литературы Даут Юлтый использовал архетипы башкирского сознания при создании своего известного романа «Кровь». Архетипы языческие наравне с мусульманскими служат ему для построения собственной авторской картины мира. Использование архетипов является художественным приемом писателя. Автор обращается к глубинным пластам читательского сознания, вызывая в них картины ада или рая, другие более архаичные образы. Внутренняя жизнь героя романа, молодого башкирского интеллигента Булата, дана через художественно-философское осмысление действительности, через нахождение архетипов как чего-то надбытийного в хаосе жизни.

Литературоведы считают, что «Роман «Кровь» башкирского писателя с твердой убежденностью можно поставить наравне с такими крупными художественными произведениями о Первой мировой войне, как «Огонь» А. Барбюса, «Прощай, оружие» Э. Хемингуэя, «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека, «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка, «Чаша скорбная» Б. Тимофеева. Все эти романы объединяет одна важная особенность – автобиографичность, максимальная приближенность художественного мира к реальности» [8, с. 279].

«Как показывает Д. Юлтый в романе, война, из-за которой гибнут миллионы, вызывает у народных масс и солдат резкий протест против бессмысленного кровопролития, рост классового самосознания и приводит к постепенному пониманию империалистического характера войны» [6, с. 151].

Читатели 30-х годов XX века и следующих поколений не обладали уже тем сознанием, тем мировоззрением, к которому обращался Д. Юлтый. Архетипы и образы, созданные писателем, не были опознаны ими в полной мере, советский читатель, к сожалению, видел перед собой одноплановый натуралистический роман об ужасах империалистической войны и не более [3, с. 103]. Второго плана, ирреального, мистического советский читатель уже не видел, он был «слеп» к архетипам высокой духовной культуры. Даут Юлтый – писатель, чье эстетическое мировоззрение, поэтика формируются главным образом на основе башкирского национального сознания. Попробуем проследить, как взаимодействуют в его произведении языческие и мусульманские архетипы.

Фарит АХМАДИЕВ, кандидат философских наук

Продолжение следует…

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook