Добрый день, уважаемые читатели и подписчики моего канала. В майские дни я познакомилась с фильмом-драмой режиссёра Стивена Долдри по роману-бестселлеру писателя Бернхарда Шлинка "Чтец". Книгу я купила в прошлом году, но благополучно забыла про неё. И стояла она у меня на полке.
9 мая включаю телевизор, что со мной бывает очень редко. И вдруг начинается фильм "Чтец", а после него не менее трогательный фильм "Боевой конь".
Начав смотреть фильм "Чтец", я не смогла оторваться от экрана. Очень тяжелый фильм, но он заставляет поразмышлять, подумать, делать выводы.
Фильм начинается очень красиво. Его герои - Ханна (36 лет) и Михаэль (15 лет) познакомились случайно, абсолютно неромантично и как-то нелепо. Первая любовь и первое сильное чувство в жизни молодого человека погрузили меня в омут с головой, в котором я наблюдала всю историю развития отношений взрослой женщины и очень молодого и наивного мальчика. Для него эти отношения запретны, но и, наверное, необходимы. А для Ханны??? Зачем её нужны были эти отношения. От безысходности?
Особо надо отметить блистательную игру актеров. Сыграли свои роли, нет прожили жизнь в ролях Кейт Уинслет (Ханна Шмиц), Рэйф Файнс (Михаэль Берг) и Давид Кросс (молодой Михаэль Берг).
Ханна впервые встретила Михаэля в 1958 году, когда у нее за плечами было нацистское прошлое.
Возможно, этот мальчик из интеллигентной семьи, доставил ей немного счастья, а Ханна пытается насладиться счастливыми минутами. Она едет на велосипеде и её платье развивается на ветру - и она в эти минуты счастлива! Когда в ванне Михаэль читает ей длинные истории - она счастлива, слушая их с всепоглощающим вниманием.
Что их связывает? Школьника и неграмотную кондукторшу трамвая. Книги и секс. Что за чувство между ними? Никто не знает и не узнает. Кто они друг для друга? Любовники? Друзья?
Бернхард Шлинк - автор книги, немецкий юрист по образованию в своём романе поднимает сложные темы виновности и оправдания, неграмотности и нацистского режима. За всем этим скрывается история одной жизни, которая остается загадкой для зрителя. И это история Ханны. Кто она, эта женщина, которая называет свое имя только после нескольких сексуальных встреч? Кто она, эта женщина, для которой не существуют возрастные границы, чтобы испытывать чувство? Кто она, эта женщина, у которой нет близких и родственников, которая, вынуждена была стать охранницей в трудовом лагере и отправлять людей на смерть? Что у нее за прошлое? Какие у нее мысли? Что она любит? Чему улыбается? О чем думает, слушая книжные истории? Как она прожила столько лет в тюрьме? Сложно ли ей было? Страшно? О чём она жалеет? И почему она решилась на последний страшный шаг? И когда закончилась ее жизнь? В тюремной камере или в тот самый день когда она исчезла из жизни Михаэля?
Бернхард Шлинк, пытаясь разобраться в том, как нацистский режим сделал из обыкновенных людей зверей, показывает немецкую послевоенную судебную систему, которая оказывается бессильна перед такими зверствами.
А Михаэль? Кто он? Образованный мальчик, превратившийся в юридически подкованного мужчину, сумевшего продолжить свой род, всё равно остается малышом по сравнению с Ханной. Она так его и называет, отправляя ему письма, которые остаются без ответа.
Он трус? Не сумевший признать свое чувство. Он отступает от нее, пытаясь закрыть свое сознание, пытаясь забыть, что когда-то был влюблен в нацистку. Слишком много вопросов. Слишком мало ответов, мало диалогов, слов вообще здесь всего мало. Они не разговаривают друг с другом, чаще молчат.
Это и понятно, Михаэль - лишь Чтец. Он воспроизводит текст, но не толкует его, познакомившись с Ханной. Он считывает с неё столько сколько может, в силу своих возрастных особенностей: поверхностно, глазами, руками, своим телом, но понять так и не смог, истолковать - не истолковал, принять - не принял.
В фильме, для зрителя, даётся попытка посмотреть со стороны без эмоций на тех, кто был по ту сторону решётки концлагеря. Осознать, зачем было всё это и почему люди поступали именно так: спокойно и безжалостно, отправляя на смерть других.
Сложно разделить точку зрения Ханны на то, что она делала, но нельзя не согласится с автором: для многих это была всего лишь работа. Вот такая и Ханна, для которой концлагерь был работой, от которой она просто не подумала отказаться.
Посмотрев фильм "Чтец", снятый по этой книге, решила не отменять чтения. Хотя, успех фильма не всегда говорит о качественном романе. А читать книгу после просмотра фильма, мне казалось всегда плохой идеей. Сомневалась, читать или нет. Прочитав книгу, беру свои слова. Роман трогательный, многоплановый, лаконичный... Состоит из трех частей. И, конечно, многое зависит от качественного перевода романа Борисом Хлебниковым.
На обложке своего романа писатель пишет:
"Я не считаю нужным давать готовые ответы на вопросы морали, но тем не менее признаю, что многое зависит от того, как ты ставишь проблему".
В книге много эпизодов, которые затрагивают душу, например как Ханна самостоятельно училась читать и писать по произведению А. Чехова "Дама с собачкой" или как Михаэль привез свою дочь на могилу Ханны и поведал ей эту историю.
Скажете жестокий роман? Откройте книгу и прочтите её.
В заключении предлагаю утверждение немецкого писателя, юриста и преподавателя Бернхарда Шлинка:
«Ничем нельзя оправдать, когда кто-то решает за других, что для них хорошо или плохо».
Приятного прочтения и просмотра фильма. Делитесь своими впечатлениями о прочитанном и просмотренном.
С уважением, Тамара.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь. Буду признательна.