Летом 2012 года в Центральный музей ВВС в Монино поступило сразу 10 новых экспонатов. Это случилось из-за «переезда» объединённой Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина из Монино в Воронеж. Слово «переезд» я взял в кавычки, поскольку по сути это был не переезд, а расформирование сразу двух старейших авиационных академий. Одна из чёрных страниц армейской реформы Сердюкова. Но об этом уже много написано, не буду повторяться.
После отъезда ВВА из Монино бесхозными остались не только здания, но и учебные пособия ‒ девять самолётов и один вертолёт. Самым логичным решением было бы просто передать их в музей ВВС, расположенный в двух шагах. Но там, где ответственные лица могут заработать немного денег, «просто» не бывает. Тогдашнее начальство академии, руководившее переездом, задумало продать всю технику на лом, «погрев руки» на этом мероприятии.
Всё это происходило в канун 100-летия ВВС России, и сотрудники музея решили воспользоваться этим обстоятельством и спасти летательные аппараты от уничтожения. А шанс выдался уникальный: музей пригласили украсить своими экспонатами студию «Поля Чудес» в выпуске, посвящённом торжественной дате. В этой игре принимали участие действующий и бывшие командующие ВВС. После игры сотрудники музея подошли к главкомам и попросили посодействовать передаче техники в музей.
Довольно скоро в музее раздался телефонный звонок и сердитый голос произнёс: «Забирайте все самолёты за две недели, иначе распилим». И работа закипела. Уже к началу сентября вся техника заехала в ворота музея и превратилась в экспонаты. Правда, некоторые из тех, кто посещал музей в то время (в том числе и я) были обескуражены видом тяжёлых бетонных блоков, грубо закинутых на экспонаты сверху. Зачем кому-то пришло в голову так издеваться над самолётами? В адрес музея и волонтёров посыпались обвинения в халатности и грубом обращении с техникой. Что ж, придётся развенчать этот миф.
Миф №9
В Монино самолёты нагрузили бетонными блоками из-за лени и наплевательского отношения к экспонатам
На самом деле, волонтёры и сотрудники музея были абсолютно не при чём. Дело в том, что перед передачей в музей технику подвергли т.н. «демилитаризации», удалив из технических отсеков оборудование, содержащее большое количество цветных и драгоценных металлов. В первую очередь ‒ радиолокационные станции. А всё это оборудование находилось в носовой части самолётов. Двигатели решили не трогать, а у большинства передаваемых самолётов они находятся в хвостовой части. Так и возникла сильная задняя центровка.
Вот это фото доказывает, что самолёты были загружены блоками ещё на территории стоянки бывшей МУАБ, до начала перекатки в музей:
Чтобы самолёты не валились на хвост, когда их носовые части будут «облегчать» от электрооборудования, проводившие демилитаризацию военные закинули на гаргроты бетонные блоки. На бомбардировщик Ту-22М3 пришлось уложить аж две аэродромные плиты ПАГ-14, общим весом 8,4 тонны ‒ так много оборудования было демонтировано.
А дальше волонтёрам было дано крайне ограниченное время, чтобы перекатить технику в музей. Времени искать ёмкости, наполнять их балластом, загружать во внутренние отсеки самолётов не было от слова совсем. Нужно было срочно организовывать перекатку, освобождать место в музее для установки новых экспонатов. Пришлось даже убрать две капитальные мачты освещения, которые ограничивали пространство для проезда Ил-76.
Кроме того, нельзя было бросать текущую работу в музее, ведь в это время шла активная покраска вертолётов, в том числе гиганта В-12. Всё это также было приурочено к 100-летию ВВС.
А кроме В-12 в тот же момент происходил ремонт и покраска Бе-12, Бе-32, В-7, Ка-15, Ка-18, Ка-25, Ка-26, Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6ПЖ, Ми-8, Ми-10, Ми-24, Ми-26, Су-24, Т-6, Т-10М, Як-11, Як-12, Як-18, Як-23, Як-24, Як-25, Як-40. Если кто-то думает, что часть техники в Монино стоит чистенькая и ухоженная просто потому, что лучше сохранилась, то глубоко ошибается. Всё это результат реставраций 2010-х годов.
Посмотрите, как тяжело дались буксировки новых экспонатов. Постоянные сложности с габаритами, удаление деревьев, ремонт колёс «на ходу». И всё это делали волонтёры, а не профессиональные авиатехники или транспортники.
А вот что произошло с Су-24М, когда после буксировки с него сняли бетонный блок:
Поэтому самолёт опустили на нос и снова водрузили на него блок, чтобы докатить до места постоянного экспонирования.
Позже для Су-24М изготовили специальную подпорку, не позволяющую ему опрокинуться на хвост.
А в носовую часть вместо оборудования загрузили ёмкости с сухим песком.
Под остальные экспонаты были либо подставлены гидроподъёмники, как под Ту-22М3.
Либо они были загружены балластом, как МиГ-29.
Теперь их можно перемещать по музею безо всяких блоков, не рискуя повредить обшивку.
Чему научила нас эта история? Никогда не нужно делать скоропалительных выводов. Простое объяснение в стиле «дураки» или «вредители» ‒ почти всегда ошибочно. Вы просто не в курсе всех деталей и нюансов, а большинство людей не глупее Вас.