Он вел бой под перекрестным обстрелом, при этом успевая оказывать помощь союзным кораблям. За что впервые в истории русского флота получил высшую награду...
В Российском флоте существовало ровно десять кораблей, носивших имя "Азов" или "Память Азова". При всех различиях в названиях (все же одно слово и два – разница есть) их считали полными тезками. Поскольку эти названия давались в честь Азовских походов Петра Великого. В этом корабельном ряду как минимум две знаменитости, но мы расскажем о самом первом – проекте 1826 года. О корабле, которым командовал будущий адмирал Лазарев. И на котором начинали службу Корнилов, Нахимов, Путятин, Истомин – тоже адмиралы впоследствии.
Кто-то считает, что судостроение времен паруса очень статичное. И что каравелла Колумба конструктивно мало чем отличается от фрегата эпохи Наполеона. Кто-то полагает, что парусный корабль прошлого – самое полное сосредоточие технологических новшеств, известных на момент постройки и что ничего более совершенного технологически быть не может. И никакой архаики. На деле правы и те, и те.
Парусный корабль постоянно совершенствовался. Менялись способы набора, крепления, элементы оснастки. Корабли усложнялись, что не означало, что многие проекты устаревали уже на стапеле. На деле так выходило, что найденные верные решения потом многократно тиражировались, иной раз даже без коррекции. Так многие русские корабли времен Синопа приходились ближайшей родней Нельсоновскому флагману "Виктории". А последняя серия 74-х пушечных кораблей 2-го ранга, начатых красавцем "Иезекииль", продолжилась чуть ли не до Крымской войны. И в серии насчитывалось 25 систершипов. Одним из которых и стал "Азов", заложенный в 1825 году и введенный в состав флота в 1826.
Этот проект разрабатывался с учетом богатого опыта эксплуатации "рабочих лошадок" парусного флота, и был детально проработан. Что не исключало некоторого вмешательства в базовый проект. Что-то постоянно менялось. Оставались неизменными парусное вооружение, обводы, система силового набора.
"Азов" 1826 года строился на верфи в Архангельске самым опытным мастером Курочкиным, которому помогал ученик Ершов, ставший потом не менее знаменитым кораблестроителем. Но самое интересное, что в его строительстве принимал самое деятельное участие его будущий командир – капитан 1-го ранга Михаил Петрович Лазарев. Который, как практик, имел свое представление об идеальном корабле. Причем его предложения об изменениях касались размещения вооружения и внутренней планировки. По сути, это была оптимизация, проведенная крайне удачно – всего 22 различия с базовым проектом.
"Азов" был настолько удачным, что с 1826 по 1836 года в Петербурге и Архангельске его до мелочей копировали 15 раз. Ну его чертеж в качестве эталона вытравили на медной доске. Собственно, вышел предельно утилитарный корабль, не лишенный, конечно, некоторого излишнего резного декора – как то было принято в ту пору.
Удачный прочный корпус позволил разместить не 74 пушки, а 80. В том числе 22 карронады калибром в 28 фунтов. Причем эти мощные орудия не являлись главным калибром – было еще 4 40-фунтовых единорогов, а на гондеке стояли 24 36-фунтовки. Получился универсальный набор, позволявший бороться с предельно мощным противником на равных. Экипаж насчитывал 600 человек.
За время службы (не сильно длительной – в 1831 году корабль разобрали) "Азов" участвовал в двух войнах – в борьбе Греции за независимость (1821-1829) и русско-турецкой кампании 1828-1829 годов. Но славу ему принесла последняя. Поскольку, участвуя в Наваринском сражении в 1827, "Азов" уничтожил тунисский фрегат и целую партию турецких: линейный корабль, корвет, два фрегата. То есть пять трофеев за один бой. При потерях в собственном экипаже 24 убитыми и 37 ранеными. Причем, помимо этого, повредил как минимум еще два линейных корабля турок. И почти все время подвергаясь перекрестному обстрелу – то с двух береговых укреплений, то единовременно ведя дуэль с несколькими противниками. Не упуская случая еще и помочь огнем соседям! В итоге – полная победа. Правда, корпус получил 153 пробоины (7 – ниже ватерлинии), все мачты перебиты, ни одного цельного паруса или реи. А экипажу пришлось бороться с серьезным пожаром, вспыхнувшем на борту. Причем, не выходя из боя!
За бой под командованием Лазарева "Азов" получил впервые в истории флота кормовой Георгиевского флага – высочайшей награды, которой награждали корабли.
После Наварина "Азов" ушел в Ла-Валлетту для ремонта. Там же и был получен флаг, доставленный из России специальным курьером. Потом было крейсерство у берегов Греции и блокировка турок в Дарданеллах. То есть сложная служба вдали от основных баз до 1830 года (в общей сложности 3 года). После чего корабль через Гибралтар, Ла-Манш и Копенгаген вернулся домой, в Санкт-Петербург. Дома комиссия установила, что полученные в боях повреждения, суровые условия службы и длительное отсутствие полноценных ремонтов нанесли серьезный урон корпусу корабля. И его восстановление нецелесообразно. В 1831 году "Азов" был разобран в Кронштадте.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала