Найти тему
Модная лавка 19 века

Как мода 16 века перекочевала в пушкинскую эпоху. Воротники в стиле королевы Марго и Марии Стюарт

Этот воротник называют по-разному: раф, фреза или просто плоёный воротник из накрахмаленной ткани или кружева. Можно сказать – гофрированный.

Такие воротники появились в Западной Европе в середине 16 века и были сначала маленькими. Но к концу 16 века они сильно выросли в размерах и получили название «мельничный жернов».

Sofonisba Anguissola. Портрет девушки, 1580 год.
Sofonisba Anguissola. Портрет девушки, 1580 год.

В начале 17 века такие воротники вышли из моды.

А в начале 19 века неожиданно в неё вернулись!

Кинсон Франсуа Жозеф. Portrait Jeune Fille. около 1820 года.
Кинсон Франсуа Жозеф. Portrait Jeune Fille. около 1820 года.

Конечно, до огромных плоёных воротников дело не дошло. На портретах 19 века мы видим «воротнички», а не «воротники». Они небольшие и аккуратные. Хотя встречаются и довольно большие.

Ян Адам Круземан. Cornelis Marie Allebe Herckenrath, 1820 год.
Ян Адам Круземан. Cornelis Marie Allebe Herckenrath, 1820 год.
Генрих Фридрих Фюгер. Женский портрет. Несколько раньше 1818 года.
Генрих Фридрих Фюгер. Женский портрет. Несколько раньше 1818 года.

Такие воротнички очень мило смотрелись на платьях для прогулок или визитов.

Особенно гармонично они стали смотреться с платьями Периода Реставрации (1815 – 1822).

Жан Анри Беннер. Варвара Алексеевна Репнина, 1817 год.
Жан Анри Беннер. Варвара Алексеевна Репнина, 1817 год.

В тот период в моду вошли романтизм и историзм. Писатели создают исторические романы, а модельеры – вносят в женский костюм элементы прошедших эпох.

Талии на платьях ещё остаются высокими, но дневные наряды начинают походить на платья эпохи Екатерины Медичи.

Теперь их нередко шьют из плотных тканей насыщенных и тёмных оттенков, отделывают плетёной тесьмой лифы.

А модели воротников… Копируют со старинных портретов!

франсуа кинсон. Anne Marie de Lestapis.
франсуа кинсон. Anne Marie de Lestapis.

Воротник на портрете дамы в коричневом платье напоминает воротник на портрете Марии Стюарт.

И не только воротник, но и верх платья похож. Декольте прикрыто прозрачной тканью. Эта деталь костюма называется шемизеткой.

  • Шемизетка (от французского слова «рубашка») – манишка, вставка или накидка, украшающая платье и закрывающая область декольте.
Charles Howard Hodges. Jacoba Vetter, 1816 год.
Charles Howard Hodges. Jacoba Vetter, 1816 год.
Портрет Марии Стюарт.
Портрет Марии Стюарт.

На портретах ниже декольте дамских платьев тоже прикрыты шемизетками. Как на портрете Марии Стюарт в розовом.

Elisabeth Barbara Schmetterling, Johanna Catharina Adelaide Schuyt, начало 1830-х.
Elisabeth Barbara Schmetterling, Johanna Catharina Adelaide Schuyt, начало 1830-х.
Франц Рисс. Татьяна Васильевна Голицына, 1835 год.
Франц Рисс. Татьяна Васильевна Голицына, 1835 год.

Francois Clouet. Портрет Марии Стюарт.
Francois Clouet. Портрет Марии Стюарт.

Мода на плоёные воротники продержалась почти до конца 1830-х.

И это не удивительно. Ведь к платьям с рукавами «жиго», широкими на плечах, такие воротнички тоже очень идут.

Ян Адам Круземан. Portrait of Maria Suzanna de Vries, середина 1830-х.
Ян Адам Круземан. Portrait of Maria Suzanna de Vries, середина 1830-х.
Giovanni Battista Moroni. Портрет молодой женщины, 1560-1565 годы.
Giovanni Battista Moroni. Портрет молодой женщины, 1560-1565 годы.

Матильда де Ла Моль непременно должна была носить платья с плоёными воротниками. Ведь эпоха Екатерины Медичи и королевы Марго – её любимая.

Советский фильм «Красное и чёрное» – парад женских нарядов, причёсок и шляпок эпохи бидермейер.

А ещё такие воротники гармонично смотрелись с парадными чепцами того времени.

Самые причудливые чепчики 19 века. Часть 1.

Женский портрет, 1830-е годы, художник неизвестен.
Женский портрет, 1830-е годы, художник неизвестен.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!