Какая самая знаменитая то от легенда, то ли удивительная правда о царе Петре Алексеевиче? Конечно, все знают, что, вернувшись из Европы, он решительно стал бороться с прежними культурными устоями и в частности заставлял мужчин стричь бороды. Петр действительно начал бороться с ношением бород после своего возвращения из Великого посольства в августе 1698 года. Сохранились свидетельства, что в некоторых случаях он даже отрезал боярам бороды собственноручно. Почему же он был так озабочен ношением бород и кому удалось сохранить растительность на лице?
Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.
До Петра I борода в России была обязательна. Для православного человека борода была показателем духовности, а ее лишение значило отход от религиозных догм. О правилах ношения бороды говорилось и в решениях Стоглавого собора и считалось, что безбородому человеку не откроются ворота загробного мира. При первых Романовых выбритое лицо грозило скандалом. Так что для тех, у кого от природы лицо оставалось гладким, это было настоящей катастрофой.
Теперь же все менялось. Если раньше борода была отличительным признаком русского человека, то теперь требовалось эти границы стереть и встать в один ряд с европейскими народами. Документ, подписанный Петром I, вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.
Нужно сказать, что ещё и до Петра, в годы правления его отца Алексея Михайловича, западная культура уже начала входить в повседневную жизнь русского человека. Встречались и те, кто осознанно стал носить европейскую одежду и брил лицо. На таких, конечно, смотрели с недоумением и даже неприязнью. Зато теперь именно они оказались в самом выгодном положении.
Дороже всего борода обходилась купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей - платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.
Чтобы оценить, насколько велика была плата за бороду, достаточно сказать, что 30 рублей в те времена составляло годовое жалование стрельца! Так что суммы с бородачей собирали изрядные: это был один из оригинальных способов не только сделать Россию внешне более европейской, но и поправить казну, истощенную Северной войной.
Освобождены от бритья были только крестьяне и духовенство, однако и они были против нововведений.
В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в Москве и Петербурге, а в провинции с бородачами церемонились ещё меньше. В некоторых данных в качестве орудия, использованного Петром, описывался топор.
Однако привычные устои в людском сознании были очень сильны. Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.
Скорее всего, отрезание бород смешалось с другим эпизодом, в котором участвовал Петр: во время знаменитой стрелецкой казни царь, по свидетельству одного из иностранных дипломатов, сам орудовал топором. Эпизод с обрезанием бород имел место сразу после стрелецкого мятежа, в симпатии к которому Петр подозревал многих представителей элиты, так что обрезание бород носило, видимо, и характер символического наказания через унижение. Не исключено, впрочем, что топор могли и в самом деле применять солдаты, посланные обеспечить выполнение указа о брадобритии на местах.
Говорили, что Петр дальше станет «зверствовать» ещё сильнее. Больше всего боялись, что он продолжит отступать от церковных норм и отменит постные дни. Но дальше слухов это не пошло. В дальнейшем многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Русский человек, по их мнению, потерял дикость натуры.