Найти в Дзене
Архивариус Кот

«С ним подружился я в то время»

Автор и Онегин.. Два таких непохожих человека подружились… А что же сближало их? Ведь, судя по всему, это не была дружба «от делать нечего», как позднее у Онегина с Ленским.

Наверное, прав был Л.Н.Толстой, вложивший в уста Наташи Ростовой фразу «Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда».

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной, - так напишет Пушкин.

И ведь по существу автор – ещё один герой романа. Он появляется на его страницах сразу вслед за героем, которого назовёт «добрым своим приятелем», и тут же внесёт ту неповторимую особенность, которая теряется при всех попытках «приспособить» произведение к сцене или экрану. Об особой интонации этой строфы я в своё время уже писала. Сейчас о другом – думаю, более важном.

Ту самую «разность» с Онегиным автор будет подчёркивать постоянно. И первая глава – тому ярчайший пример.

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить, - заметит поэт. Неспособность Онегина к творчеству будет указываться неоднократно.

Хотел писать — но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.

И даже влюблённый Онегин «не сделался поэтом», хотя и был близок к тому:

…силой магнетизма

Стихов российских механизма

Едва в то время не постиг

Мой бестолковый ученик.

Онегин, судя по всему, вообще не поклонник прекрасного.

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почётный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру…

Невозможно привести здесь полностью восторженное описание театра, данное поэтом; надеюсь на память моих читателей. Но ведь всё это относится только к Пушкину, а не к его герою, хоть он и «законодатель», и «почётный гражданин кулис». Всё это тоже дань моде, светским правилам, а на деле…

Сразу вслед за чарующим описанием танца Истоминой мы читаем:

Всё хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

-2

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

Все ярусы окинул взором,

Всё видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он;

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился — и зевнул,

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел».

К этому замечанию Онегина поэт, не ограничиваясь сравнением в тексте, даст примечание: «Черта охлаждённого чувства, достойная Чальд-Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Один из наших романтических писателей [судя по черновикам поэта, где было “А. П.”, “Сам П. говаривал”, - это сам Пушкин] находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе». Тут уж точно «не вынесла душа поэта» язвительных замечаний о «волшебном крае», о котором он писал:

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

-3

Совершенно по-разному относятся автор и Онегин и к природе. Ведь слова о «разности» поэт произнесёт как раз после восклицания

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Онегин же попросту не способен наслаждаться красотой мира, хотя поэт и скажет, что его деревня «была прелестный уголок». Пушкин опишет нам и «луга и нивы золотые», и «огромный, запущенный сад, приют задумчивых дриад». Однако Евгений, не будучи «другом невинных наслаждений», не может эту красоту оценить:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же…

-4

И здесь снова Пушкин противопоставит себя своему герою:

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины;

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

-5

«Совсем особенные» Пушкин и Онегин находят, тем не менее, немало точек соприкосновения, хотя и относятся практически ко всему по-разному. Но об этом – в другой раз.

Использованы иллюстрации Л.Я.Тимошенко (в начале статьи) и Д.А.Белюкина

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Навигатор по всему каналу здесь