Автор и Онегин.. Два таких непохожих человека подружились… А что же сближало их? Ведь, судя по всему, это не была дружба «от делать нечего», как позднее у Онегина с Ленским.
Наверное, прав был Л.Н.Толстой, вложивший в уста Наташи Ростовой фразу «Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда».
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной, - так напишет Пушкин.
И ведь по существу автор – ещё один герой романа. Он появляется на его страницах сразу вслед за героем, которого назовёт «добрым своим приятелем», и тут же внесёт ту неповторимую особенность, которая теряется при всех попытках «приспособить» произведение к сцене или экрану. Об особой интонации этой строфы я в своё время уже писала. Сейчас о другом – думаю, более важном.
Ту самую «разность» с Онегиным автор будет подчёркивать постоянно. И первая глава – тому ярчайший пример.
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить, - заметит поэт. Неспособность Онегина к творчеству будет указываться неоднократно.
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.
И даже влюблённый Онегин «не сделался поэтом», хотя и был близок к тому:
…силой магнетизма
Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.
Онегин, судя по всему, вообще не поклонник прекрасного.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почётный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру…
Невозможно привести здесь полностью восторженное описание театра, данное поэтом; надеюсь на память моих читателей. Но ведь всё это относится только к Пушкину, а не к его герою, хоть он и «законодатель», и «почётный гражданин кулис». Всё это тоже дань моде, светским правилам, а на деле…
Сразу вслед за чарующим описанием танца Истоминой мы читаем:
Всё хлопает. Онегин входит,
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».
К этому замечанию Онегина поэт, не ограничиваясь сравнением в тексте, даст примечание: «Черта охлаждённого чувства, достойная Чальд-Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Один из наших романтических писателей [судя по черновикам поэта, где было “А. П.”, “Сам П. говаривал”, - это сам Пушкин] находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе». Тут уж точно «не вынесла душа поэта» язвительных замечаний о «волшебном крае», о котором он писал:
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Совершенно по-разному относятся автор и Онегин и к природе. Ведь слова о «разности» поэт произнесёт как раз после восклицания
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Онегин же попросту не способен наслаждаться красотой мира, хотя поэт и скажет, что его деревня «была прелестный уголок». Пушкин опишет нам и «луга и нивы золотые», и «огромный, запущенный сад, приют задумчивых дриад». Однако Евгений, не будучи «другом невинных наслаждений», не может эту красоту оценить:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же…
И здесь снова Пушкин противопоставит себя своему герою:
Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
«Совсем особенные» Пушкин и Онегин находят, тем не менее, немало точек соприкосновения, хотя и относятся практически ко всему по-разному. Но об этом – в другой раз.
Использованы иллюстрации Л.Я.Тимошенко (в начале статьи) и Д.А.Белюкина
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь
Навигатор по всему каналу здесь