Правитель Цзе был семнадцатым и последним представителем династии Ся в Древнем Китае. Он также может претендовать на славу одного из самых печально известных тиранов в истории раннего Китая. Конечно, если безоговорочно верить поздним хроникам, повествующим о первой династии Ся.
Дело в тем, что тот ранний период истории развития Древнего Китая (2 тысячелетие до н.э.) лишь косвенно подтверждается археологическими раскопками современности. История легендарной и первой из известных династий Древнего Китая - Ся - в текстах последующих эпох во многом имеет оттенок мифа.
Царство Ся предположительно существовало на территориях современной провинции Шаньси. Ряд исследователей ассоциируют легендарное царство Ся с древним поселением раннего бронзового века - Эрлитоу. Но, ассоциация эта другими учеными подвергается сомнению.
Как и в многих других древних государствах, где историю не отделить от мифов, история царства Ся изобилует подробностями, в какой-то степени несущей назидательные черты и роднящей жизнеописания правителей Си с, к примеру, с судьбами ветхозаветных царей или мифических царей Древней Греции или доваряжскими правителями Киева.
Так как не найдено каких-либо непосредственных, письменных свидетельств эпохи существования династии Си, а жизнеописания ее правителей до наших времен дошли на основе текстов поздних времен, ряд ученых в целом считают династию Си - мифом.
Если брать в расчет поздние хроники, то более четырех веков разделяют момент легендарного основателя династии Великим Юем и ее конец при правителе Цзе. Некоторые исследователи предполагают время правления Цзе (1653 - 1600 гг. до н.э.), если придерживаться точки зрения историчности сведений о Си и в частности жизни Цзе.
Жизнь Цзе, последнего представителя династии, в любом случае притягивало и притягивает внимание потомков. Мифический или реальный Цзе своей жестокостью и одиозными поступками прославился в веках. Имя Цзе стало синонимом тирании, а участь по сей день узнается в участи многих исторических фигурах, ведь история тиранов во главе - всегда трагедия больше чем одного человека, дающая пищу для размышления потомкам.
***
Из текстов поздних эпох глядит на нас без сомнения в чем-то мифологизированный образ правителя Цзе. Он якобы был славен своей физической силой. Цзе будто-бы мог собственными руками выпрямлять железные крюки и ломать оленьи рога. Правитель царства Ся был не только силач, но и чрезвычайно умен и обладал острым интеллектом.
Однако вместо того, чтобы использовать свои природные способности для улучшения положения и династии Ся, и вместе с тем улучшения жизни людей, он сосредоточился на том, чтобы придумать новые идеи для удовлетворения личных прихотей и жестокие способы нажима на людей, чтобы те расплачивались за его образ жизни.
Жизнь под властью Цзе была суровой и невыносимой. Социальное неравенство было резким, Цзе вступал в сговор со знатью и землевладельцами, чтобы выжать для себя все до последней капли, и когда люди восстали против угнетения, возмездие часто было быстрым и беспощадным.
Цзе также часто начинал неспровоцированные извне войны против меньших соседей династии в попытке вымогать у них откуп деньгами, женщинами. Это была и просто демонстрация свою мощи на всеобщее обозрение. Все подчинившиеся делали это неохотно из-за силы Цзе, который он обладал как правитель династии Ся. Но все они проклинали тирана.
На тридцать третьем году своего правления Цзе предпринял нападение на небольшой поселение на востоке, известное как Ю Ши. Увидев могучую армию Цзе, местное население сдалось без боя, согласившись подчиниться власти династии Ся и выплачивать дань двору властителя. Однако Цзе не был удовлетворен бескровным завоеванием и был непреклонен в желании истребить всех жителей Ю Ши.
Зная, что Цзе был распутным человеком, местный вождь Ю Ши предложил Цзе самую красивую девушку своего народа в последней отчаянной попытке предотвратить то, что стало бы полным уничтожением людей. Чудесным образом план сработал.
Цзе был полностью одурманен хорошенькой и покорной Мэй Си, и он приказал немедленно вывести свои войска, чтобы как можно скорее привести свою новую наложницу во дворец.
Вернувшись в столицу, Цзе был полностью очарован Мэй Си, подчиняясь всем ее прихотям и желаниям. Когда Мэй Си пожаловалась, что дворец выглядит старым, Цзе построил для нее новые золотые залы и галереи из слоновой кости, он даже установил кровать из чистого нефрита, чтобы завоевать ее благосклонность.
Чтобы продемонстрировать свое богатство и могущество, он приказал принести во внутренний двор дворца огромное количество мяса и повесить его на ветвях деревьев, он назвал это " Мясным лесом’. Затем Цзе приказал выкопать во дворе гигантский бассейн и наполнить его лучшими местными винами, назвав его "Винным бассейном".
Всякий раз, когда правитель и его любимая наложница проводили время в роскошном новом дворце, три тысячи дворцовых служанок развлекали их песнями и танцами. Когда они уставали, Цзе позволял им есть и пить в Мясном Лесу и Винном бассейне.
Когда Цзе узнал, что Мэй Си любит звук рвущегося шелка, он приказал каждый день приносить во дворец сотню тюков шелка, чтобы самые сильные служанки рвали их перед Мэй Си, развлекая ее.
***
Как можно было себе представить, все эти и другие расточительства были конечно огромны, двор и все увеселения финансировались за счет суровых налогов, взимаемых с простых людей.
Цзе также был в некотором роде гурманом в еде и знатоком напитков. В его винах не должно было быть никаких отложений, различные ингредиенты его пищи должны были производиться в определенных регионах в определенное время.
Любое отклонение от его предпочтений могло привести к жестоким наказаниям для всех, кто участвует в закупке и приготовлении еды. Таким образом, даже за простой трапезой монарха стояло множество людей, чьи труды находились под угрозой потери собственных жизней из-за малейших оплошностей.
Он относился к придворным как к своей собственности, унижал их по своему желанию, высмеивал частные мнения и даже убивал любого, кто осмеливался противоречить его словам. Когда Цзе напивался, у него была привычка гонять своих министров во дворе, как лошадей, и если они жаловались или падали от усталости, их казнили.
***
В последние годы жизни эксцентричные поступки Цзе стали еще более возмутительными. Он построил большой бассейн и дворец, названный "Ночным дворцом". Там он устроил массовую оргию, которая длилась более месяца, полностью отрешившись от вопросов управления территориями, от судебных обязанностей, игнорируя все просьбы своих министров о том, чтобы позаботиться о государстве.
Один из немногих праведных чиновников, все еще служивших при дворе, которого звали Гуань Лонг Фэн, почувствовал, что все зашло слишком далеко и слишком долго длился такое положение дел. Он решил, что правителя Цзе нужно привести в чувство. Во время аудиенции у Цзе он отбросил осторожность. Гуань Лонг Фэн решился вразумить господина, якобы произнеся следующее:
- С древних времен все благожелательные и мудрые правители были прилежными. Они любили своих подданных, сочувствовали своим чиновникам и вели скромную жизнь. В этом ключи к стабильному и процветающему царству. Ваш расточительный образ жизни, ваши излишества и беспорядочные убийства невинных только приведут к хаосу во всем государстве. Вы потеряете поддержку народа, и династия Ся будет обречена.
Услышав эти слова, разъяренный Цзе приказал немедленно казнить Гуань Лонг Фэна. Государственный хронист Чжун Гу умолял правителя Цзе о пощаде, но его слова не были услышаны.
Чжун Гу понял, что правитель вместе со своим двором слишком оторвался от реальности, что не осталось надежды его вразумить. Чжун Гу собрал свои записи, находящиеся в его ведении, и покинул столицу Ся, чтобы уйти в земли Шан, лежавшие на востоке, лидер в одной из провинций по имени Тан был известен как мудрый и доброжелательный человек.
Так, некогда верные и праведные приближенные все чаще покидали Цзе, надеясь больше не служить двору Ся, покидая земли. Оставались только подхалимы и закадычные друзья правителя, те, кто удовлетворял прихоти и желания Цзе, те, кто предлагал новые идеи для угнетения народа. Даже такие наставники, которые обучали правителя успехам в утехах с наложницами. И все это были отнюдь не советники по решению государственных проблем.
К этому времени эго Цзе раздулось еще больше. Он слышал только то, что хотел слышать, видел только то, что хотел видеть. Он сравнил себя с солнцем и заметил, что владеть своими подданными так же естественно, как и солнцу быть на небе, что только когда солнце будет уничтожено, его правление над землей закончится.
В текстах сохранились придания, что когда это заявление монарха стало широко известно среди населения, многие мужчины, женщины и дети указывали на солнце и злобно проклинали его:
- Почему бы тебе просто не умереть, солнце?! Мы скорее погибнем вместе с тобой, чем проживем еще один день!
К этому времени двор Ся полностью потерял поддержку народа. Почувствовав благоприятную возможность, Тан собрал войскои при поддержке других провинций в стране выступил против династии Ся под знаменем "очищения земли во имя небес". Люди обрадовались возможности перемен и поднялись в поддержку Тана.
Перемены не заставили себя долго ждать - войска Цзе Ся были полностью разгромлены в битве при Мин Тянь. Войско Цзе перешло на сторону Тана, а сам бежал из столицы, но вскоре умер в Нань Чао. Несколько сот лет правления династии Ся завершилось столь бесславно, уступив место новой династии Шан, которая будет править лидировать в течение следующих столетий.
***
Эти события якобы происходили около 1600 года до н.э. Так ли все происходило в реальности? Не стоит упускать из виду, что именно династия Шан в истории довольно уверенно оставила следы существования в том числе в археологии. В какой-то степени восхождение во власть новой династии могло повлиять на хроники, созданные в угоду Шан.
И все же даже несмотря на то, что невозможно сказать насколько язык легенд и поздних интерпретаций преобладает над событиями реально происходившими, фигура Цзе в ее мифологизированном виде служит наглядным примером извечной актуальности образа наделенного властью правителя, разошедшегося путями с нуждами собственной страны.