Найти тему
Оля Гурская

BEL CANTO. Часть 1. Хронология bel canto

Bel сanto в переводе с итальянского означает «прекрасное пение». Стиль bel cаnto сложился в Италии к середине XVII в. и был широко распространен до первой половины XIXв. – это время называют эпохой bel canto. Возникновение bel canto связано с зарождением и развитием итальянской оперы в начале XVIIв.. О́пера - это род музыкально-драматического произведения и вид сценического искусства, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. После многовекового господства хорового пения стали утверждаться новые одноголосые формы вокальной музыки – арии, ариозо, - дававшие певцам-солистам богатые возможности для раскрытия индивидуальных возможностей голоса. Зарождение итальянской оперы связывают с именем композитора Монтеверди. Клаудио Монтеверди (1567-1643) – первый великий оперный композитор, воплотивший на театральной сцене сильные характеры и большие страсти. Обогатил оперу рядом новых выразительных средств: напевную декламацию соединил с кантиленой. Мелодику, гармонию и оркестровое письмо подчинил драматическому замыслу. Опередив свою эпоху, Монтеверди шел по пути создания реалистической драмы. Ранний, так называемый патетический стиль bel canto (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Скарлатти), основан на выразительной кантилене. Кантилена – это исключительная мелодическая связность. Присутствовали также обилие виртуозных эффектов, изящество и красота звучания, возвышенный поэтический текст. Вокальное исполнение отличалось чувствительностью и патетичностью. Второй период развития bel canto, а именно, расцвет «неаполитанской школы». связывают с именем Алессандро Скарлатти (1660 – 1725). предтечей нового стиля считается Франческо Провенцале (1627 – 1704). К концу XVII в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использовании развернутой колоратуры. Колоратура (итал. coloratura — украшение) — совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере. Так называемый бравурный стиль bel canto – распространенный в XVIIIв. и просуществовавший до первой четверти XIXв. - это блестящий виртуозный стиль, отличается от венецианской, венской и флорентийской школ красотой мелодии. Центральную роль в произведениях неаполитанской школы играет голос, а инструментовка и драматургия занимают подчинённое положение. С конца XVIII мы наблюдаем «классический», bel cаnto или canto florito («расцвеченное пение»). Это блестящий, виртуозный стиль, в котором господствует колоратура, постепенно становящаяся самоцелью певцов. Превыше всего ценится техническое совершенство голоса – длительность дыхания, владение всеми видами колоратуры, мастерство филировки, блеск исполнения труднейших пассажей, умение импровизировать. К концу XVIII в. на первый план выходит демонстрация вокальных возможностей певцов, итальянская опера становится оперой «звезд». Выдающиеся представители этого периода bel canto - А. Бернакки, А. Уберти (Порпорино), Дж. Велутти, К. Габриелли, А. Каталани, А. Нодзари. Однако вскоре наступила реакция на шаблонный характер произведений, состоявших в основном из речитативов и арий, выразившаяся в появлении пародийной оперы-буффа, поскольку музыка многих опер конца XVIII- начала XIX в. теряет ценность, художественную значимость. Новый период развития bel canto наступает благодаря творческой деятельности Д. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти. Хотя вокальные партии в операх в основном перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистическая передача чувств живых персонажей. Этот период выдвинул плеяду выдающихся певиц и певцов, показавших феноменальные возможности владения голосом. Среди них – Дж. Паста, сестры Гризи, Дж. Рубини, Л. Лаблаш. Конец эпохи классического bel canto связан с появлением опер Дж. Верди. Засилье колоратуры исчезает. Кантилена сильно драматизируется и обогащается психологическими нюансами. Повышаются требования к звучности голоса и насыщенному звучанию верхних нот. С начала 1930-х годов в Италии начинают распространяться новые техники, основанные на других принципах, тем самым способствующие упадку итальянского бельканто. В 70-е гг. XXв. интерес к бельканто был возрожден. Стиль bel canto оказал влияние на большинство европейских вокальных школ, в том числе на русскую. Современное итальянское bel canto продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и других видов звуковедения. На нем основано искусство лучших певцов мира (Д. Сизерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Н. Гяуров и др.). Искусство bel canto является органическим и основным компонентом итальянской певческой школы, но последнюю нельзя отождествлять с bel canto. Несмотря на то, что в вокальном искусстве конца XIXв., а, в особенности XXв., произошло множество важных изменений, традиции bel canto не потеряли своей силы, более того-все, что является истинным в современном певческом искусстве Италии – непосредственно связано с вековыми традициями классического bel canto, с исполнительскими, методологическими и теоретическими достижениями эпохи bel canto. На протяжении нескольких веков итальянская школа пения являлась ведущей в Европе. И, хотя в XIXв. Ее позиции несколько пошатнулись в связи с бурных развитием таких национальных школ как французская, немецкая и русская, технологическая и педагогическая составляющая итальянской школы являются непревзойденными. Кроме того, хотя опосредованно, - они уже послужили основой развития пения и в XXв., воспитывая певцов и педагогов вокальных школ. #belcanto #музыка

https://zen.me/zOpFY Bel Canto. Часть II.