В 1970-е годы имя Ивана Бортника знала вся театральная Москва. Он представал в постановках на сцене Театра на Таганке в самых разных образах. Убежденный революционер Павел Власов в спектакле по роману Горького «Мать», сломленный жизнью и болезнью крестьянин Павел Амосов в «Деревянных конях» Абрамова, шекспировский Лаэрт, романтический сподвижник Пугачева, провокатор Бошняк.
За один театральный сезон Бортник представлял целую палитру образов, которые он талантливо раскрывал на сцене. Критики говорили, что этот актер не любит повторений на сцене, поэтому от него всегда ждали чего-то нового: комедийного, лирического, трагического.
В кино Иван Бортник первую роль сыграл в 1962 году, это был художник Василий в антирелигиозном фильме Всеволода Воронина «Исповедь». Потом был перерыв, и талант актера в полной мере стал раскрываться в кино в 70-е годы.
Например, в фильме Ильи Авербаха «Чужие письма» Иван Сергеевич играет совсем небольшую роль, который почти незаметен на фоне главных героев, но зритель его запомнил – простого парня, погруженный в жизненные заботы, он трудится на заводе, потом отпрашивается, чтобы поработать на съемочной площадке, а потом бежит обратно. Он трудится не покладая рук, чтобы помочь матери, сестре. Он живет ради близких, но и сам талантлив. Несколькими штрихами Бортнику удалось создать сложный образ, который полюбился зрителям.
Критики говорили, что в правилах работы актера – органичность, убедительность, точность. Яркий пример – эпизодическая личность буфетчика в фильме «Сентиментальный роман» - образ зловещий, и даже подлинно страшный. А ведь у Бортника в этом фильме всего несколько минут экранного времени.
Вот что говорил о Иване Сергеевиче Бортнике его коллега, товарищ, друг Владимир Высоцкий:
«Работать он может бесконечно, и это счастливый дар – все время пребывать в творческом состоянии. Он способен на невероятную отдачу, истратить себя до сердца».
В 70-е годы на экраны вышел с десяток фильмов, в который этот актер сыграл запоминающиеся роли. В конце десятилетия советские киноведы говорили следующее:
«В кино этот актер по-настоящему еще не открыт. У него многое впереди. Здесь у него нет еще «самых любимых ролей».
И ведь как в воду глядели – впереди, в 80-е, в него были роли в фильмах «Родня», «Место встречи изменить нельзя», «Зеркало для героя» и другие. Роли, благодаря которым Бортник стал знаменит.
Сам же о себе он постоянно говорил, что что-то сделал не так, другое – не в полную силу. Он все время искал возможность сделать лучше. И все равно был недоволен результатом. Худрук Таганки Юрий Любимов в 1977 году называл своего подопечного одаренным человеком.
- У него есть дар импровизатора. Счастливый и редкий дар. Фантазирует Бортник безудержно.
Подписать на канал «КиноНытик»