Найти тему
Строительный мир

В Москве строят первый железнодорожный вокзал за последние 103 года

Оглавление

В конце мая состоится официальное открытие очередного железнодорожного вокзала Москвы, который станет для столицы уже десятым. Новый объект позволит немного разгрузить центр города и Курский вокзал и увеличить на треть пассажиропоток ТПУ «Черкизово», в составе которого он и будет работать.

© stroi.mos.ru / CC BY-SA 4.0
© stroi.mos.ru / CC BY-SA 4.0

О необходимости подобного строительства на Восточном и Южном направлениях железной дороги заговорили несколько лет назад. Первоначально планировали лишь транспортно-пересадочный узел, проект которого подготовили к 2018 году. Но позже планы решили пересмотреть и остановились на варианте небольшого вокзала.

Мини-вокзал европейского уровня

После подготовки нового проекта в начале прошлого года приступили к его реализации. Трудились в две смены, что позволило беспрерывно вести работы и завершить основную их часть в относительно короткие сроки. Правда, первоначально сдать объект в эксплуатацию предполагалось в марте. В общей сложности на площадке задействовали около 300 человек. В настоящее время проводятся отделочные работы.

На новый транзитный вокзал, официальное название которого «Восточный ТПУ Черкизово», переведут 27 пар поездов дальнего следования. Общая площадь комплекса составляет 9,6 тыс. кв. м, из которых 4,2 тыс. приходится на пассажирский терминал (зал ожидания со всеми удобствами, фуд-корт, бизнес-зал и зал для приема официальных делегаций). Двухуровневое здание оснащено четырьмя эскалаторами и тремя лифтами. При строительстве применялись передовые технологии и материалы, благодаря чему объект станет современным городским вокзалом европейского уровня.

© stroi.mos.ru / CC BY-SA 4.0 (Строительство нового вокзала, февраль 2021 года)
© stroi.mos.ru / CC BY-SA 4.0 (Строительство нового вокзала, февраль 2021 года)

В ближайшем будущем рядом с «Восточным» появится и перехватывающая автостоянка. В апреле Собянин утвердил проект благоустройства прилегающей к вокзалу территории. Он в частности подразумевает строительство и реконструкцию пешеходных маршрутов и подъездных путей. Реализованы эти планы будут в два этапа до наступления зимы.

Первый за целое столетие

Относительно нового объекта непременно подчеркивается тот факт, что проект является первым в своем роде за последние десятилетия. Михаил Глазков, возглавляющий Московскую железную дорогу, в ноябре 2020-го отмечал, что строящийся вокзал будет первым за 50 лет. В свою очередь столичный мэр Сергей Собянин говорил, что ничего подобного не возводили в последние 100 лет. Если последнее утверждение верно, то и первое не является ошибкой, хотя трехзначное число выглядит солидней.

Если сделать небольшой экскурс в историю, можно увидеть, что восемь из девяти ныне действующих железнодорожных вокзалов Москвы появились еще при царе. Первым был Петербургский, выросший за семь лет в середине позапрошлого столетия на Каланчевском пустыре (ныне — Комсомольская площадь).

© Costerlat / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Слева - Каланчевская площадь в середине 19 столетия, в центре — Петербургский вокзал. Справа - Ленинградский вокзал на Комсомольской площади, 2021 год)
© Costerlat / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Слева - Каланчевская площадь в середине 19 столетия, в центре — Петербургский вокзал. Справа - Ленинградский вокзал на Комсомольской площади, 2021 год)

Объект стал частью проекта Николаевской железной дороги, соединившей два главных города России. Первый поезд он встретил 3 августа 1851 года. Вокзал неоднократно подвергался реконструкции и несколько раз менял свое название; с 1937-го его знают как Ленинградский.

Последним хронологически до недавнего времени оставался Киевский вокзал, изначально называвшийся Брянским. Отправление и прибытие поездов осуществляется на нем с февраля 1918 года. Соответственно, «Восточный» станет первым железнодорожным вокзалом, построенным с нуля за последние 103 года.

© stroi.mos.ru / CC BY-SA 4.0 (Строительство нового вокзала, февраль 2021 года)
© stroi.mos.ru / CC BY-SA 4.0 (Строительство нового вокзала, февраль 2021 года)

Новый вокзал скорее всего будет не последним в ближайшие десятилетия. По сообщению московских властей, в скором времени может быть реализован еще один такой проект. В 2021 году на развитие столичной транспортной сети планируется потратить около 640 млрд руб. В мае стартует реконструкция Курского вокзала.

В настоящее время также реализуется проект второго терминала МЦК «Локомотив», завершить который планируется во второй половине 2021-го. Если обозначить некоторую статистику относительно станций и платформ, то таковых в Москве на железной дороге насчитывается около 180; примерно 70 из ныне действующих открыли до 1917-го, 40 — в 2000-х, остальные появились в советский период.

Читайте: В Москве строят первый цифровой небоскреб России