Найти тему
your move, chief

Чудо МИНАРИ - как сорняк, растующий в любых условиях, стал философской притчей

Возможно, это первый «Оскар» за последние годы, на который многим из нас было абсолютно наплевать. Дело даже не в скудном количестве номинантов и громких имён. Просто гильдия премии за последние годы довольно сильно подорвала моё мнение о себе, отчего и ждать от этих людей чего-то интересного было сложно. Но я, например, скрытно всем сердцем хотел, чтобы «Минари» урвал хотя бы несколько статуэток.

Эх, сейчас бы фермерством заняться, а не вот это вот всё...
Эх, сейчас бы фермерством заняться, а не вот это вот всё...

Потому что в безмятежной истории корейской семьи иммигрантов, желающих добиться успеха, есть нечто притягательное и успокаивающее, несмотря на все потрясения, происходящие с героями. И в этой невероятной атмосфере заключается красота режиссёрской работы Ли Айзека Чуна. Возможно, дело в первозданной природе, её дальних планах и силе кадра, пропитывающей необъятностью горизонта. А возможно, дело в самих персонажах, отдельных историях и мотивах оставаться вместе, беречь и заботиться друг о друге.

Соблюдая баланс повествования между взрослым и детским взглядом на вещи, фильму удаётся достичь одновременно ребяческой наивности, душевной доброты и взрослой черствости с желанием достичь успеха ради близких, жертвуя при этом самым важным — отношением с любимыми.

Актеры дети - настоящее открытие фильма
Актеры дети - настоящее открытие фильма

Это куда более традиционное кино, чем может показаться на первый взгляд. Драма не строится вокруг остро-социальных проблем, миру фильма не важен цвет кожи и социальный статус, и всё его внимание сосредоточено на том, что близко каждому — на желании обрести постоянство, успех и начать полноценно жить, не думая о тревожном будущем. Для главного героя, Джейкоба, пустить корни так же важно, как и для сельского плода, который он с таким трепетом и любовью пытается вырастить. Делает он это для своей семьи, но именно из-за этого их отношения начинают трещать по швам: у сына больное сердце, а ближайшая больница находится в часе езды. Ферма развивается, но принесёт ли она долгожданное блаженство — никто не может предугадать, поэтому и появляются проблемы.

Волевой, классический образ матери, хранительницы очага, сыгранной Хан Е-ри, элегантно соседствует с нетипичной бабушкой в исполнении Юн Ё-джон, поведение которой больше ассоциируется с отвязной дамой в самом соку, нежели со старушкой, привыкшей смотреть за внуками. И нет ничего удивительного в том, что она взяла свою награду.

А вот и само растение - минари.
А вот и само растение - минари.

В «Минари» нет какого-то переизбытка чувств, а эмоциональный катарсис случается лишь ближе к концу, в котором упёртый, целеустремленный идеалист сталкивается с роковым решением судьбы. Как бы он ни пытался контролировать абсолютно весь процесс выращивания, ни посвящал этому большую часть своего времени – жизнь всё равно решает по-своему. Потому что идеального исхода достичь практически невозможно. И с этим нужно смириться.

Но даже там, где, казалось бы, происходит трагедия, на самом деле скрывается житейское счастье и безмятежность, которое, возможно, поначалу не заметно. Оно прорастает даже в тех местах, которые не благосклонны к посеву и на них ничего не всходит. И имя ему – минари, азиатское растение, приживающееся везде. Несмотря на непогоду, неприятные условия или плохую землю.

В этом и заключается борьба добропорядочных мигрантов: в попытке выжить, закрепиться, стать частью общества и обрести свое место там, где всё кажется чужим и неподходящим. Так же, как минари, семейство Джейкоба становится неотъемлемой частью фермерского поселения на территории Арканзаса, добавляя в него новые краски и специи.