Найти тему
ПроАвтобизнес

Раздача невиданной щедрости. Или почему Москва избавляется от трамваев и троллейбусов

Сегодня наша столица активно раздает другим российским городам трамваи, троллейбусы и автобусы. В мировой практике такая раздача подвижного состава довольно-таки типичное явление, и чаще всего, такой подержанный подвижной состав уходит за сниженную, или символическую цену. В нашей стране московские трамваи, троллейбусы и автобусы достаются другим российским городам бесплатно. Это уникальный случай в практике отрасли. Тем не менее, многие руководители муниципалитетов и предприятий городского транспорта, учитывая аварийное состояние своих парков техники, рассматривают эту раздачу, как манну небесную. Наш канал решил посмотреть на это сторонним взглядом и увидел как плюсы, так и минусы таковой раздачи.

А начнем мы с того, что предыдущий мэр Москвы Юрий Лужков стремился войти в историю столицы как реформатор транспорта. А вот к трамваю отношение у Юрия Михайловича было отрицательным: московская мэрия сняла трамвайные пути на Ленинградском проспекте, ряде других направлений. То есть относился к этому виду транспорта не слишком цивилизованно. И не мудрено, ведь Лужков не видел и не знал европейского опыта, а действовал по наитию. Откуда мэру Москвы знать о евротенденциях трамвайного европейского ренессанса.

Приведем пример, чтобы не быть голословным. В 2007 году в Париж после 70-летнего перерыва вернулся трамвай, который уничтожили в 1937 году. На торжественную церемонию  открытия новой линии трамвая по бульварам маршалов Франции, парижский мэр Бертран Деланоэ пригласил мэров крупнейших европейских городов, а также мэров столиц Алжира, Туниса, Мадагаскара и всяких других экзотических стран. Но в этом списке не было московского градоначальника Лужкова.

Но новые трамваи и троллейбусы богатый московский бюджет мог себе позволить: их закупали.

Эпоха Лужкова закончилась, и команда нового мэра Москвы Сергея Собянина совсем по-другому подошла к транспортной проблеме. Она начала действовать с оглядкой на европейский опыт: ведь ситуация с транспортом становилась нетерпимой. Но мы оставим анализ этого вопроса для другого материала. Нас же интересует несколько иной аспект. А именно, почему состоялся аттракцион невиданной щедрости: массовое обновление подвижного состава пассажирского транспорта и раздача его в другие города.

Как подвел иностранный трамвай, и не только столицу

Новая команда мэра Москвы, которая приступила к исполнению своих обязанностей еще в начале десятилетия, разработала программу развития транспортного комплекса столицы. Одним из пунктов которой стало приобретение современного низкопольного подвижного состава. Если с автобусами и троллейбусами все было ясно, и проблем не возникало, поскольку отечественные автопроизводители выпускали такой подвижной состав. Например, полностью низкопольный автобус большого класса ЛИАЗ-5292, или полностью низкопольные троллейбусы «Мегаполис», то с трамваями вышла загвоздка. У отечественного производителя УКВЗ (г.Усть-Катав) был только опытный, а не серийный образец. Выход был найден довольно-таки просто. В конкурсе, объявленном московским правительством выиграл польский производитель трамваев PESA из г.Быдгоща на поставку 120 сочлененных вагонов. Однако напрямую по законодательству этот завод не мог поставлять подвижной состав в Москву, поэтому его партнером стало предприятие «Уралтрансмаш» из Екатеринбурга. Трамваю присвоили российское наименование 71-414, но по-настоящему это была модель PESA Foxtrot.

Pesa Foxtrot на маршруте в Москве
Pesa Foxtrot на маршруте в Москве

Выполнение контракта началось в 2014 году, но тут произошел форс-мажор - случилась девальвация рубля. В 2016 году мэрия Москвы расторгла контракт «в связи с несоблюдением сроков поставки», поскольку за суммы указанные в контракте нельзя было купить 120 вагонов. Сегодня в Москве только 70 «фокстротов». А произведенные польским предприятием трамваи, но не поставленные в российскую столицу, ушли в Киев.

Модернизированная "Татра" из немецкого Хемница на улицах Барнаула, алтайской столицы
Модернизированная "Татра" из немецкого Хемница на улицах Барнаула, алтайской столицы

Некоторые города страны также попытались сделать ставку на зарубежные модели. В начале десятилетия активно от старого подвижного состава трамваев избавлялись немецкие города. Открылась уникальная возможность обновить и пополнить трамвайный парк за счет хорошо сохранившихся в немецких условиях эксплуатации чешских трамваев «Татра». Первым «тропинку» за б/у вагонами в немецкие города «протоптал» Барнаул, столица Алтайского края. В этом городе эксплуатируются только чешские «Татры», это единственный «татрогород» за Уралом. Несколько экземпляров сюда было доставлено из Дрездена и Хемница. В Барнауле им сменили переднюю маску, поставили колесные пары нашей колеи 1520 мм. И они до сих пор исправно служат в краевой столице.

Таким же путем хотел пойти соседний областной центр Новосибирск. Он успел привезти пять трамваев чехословацкого производства Татра КТ-4 из Берлина. Но затем этот канал захлопнулся. Случился Крым, девальвация, санкции и Постановление правительства №656 об импортозамещении, в котором прямо сказано, что подвижной состав городского транспорта нужно закупать только у производителей стран Таможенного Союза. А приготовленные для Новосибирска берлинские «Татры» ушли в украинский Львов.

Берлинские "Татры" в Новосибирске
Берлинские "Татры" в Новосибирске

Освобождение места в депо

После того как контракт на поставку польских PESA Москвой был разорван, процесс обновления трамвайного парка столицы не был остановлен. Москве нужно было соответствовать современному культурному городу. И выход был найден. Московское правительство объявило конкурс на поставку 300 трехсекционных низкопольных трамваев. Победителем стал «Метровагонмаш» и его партнер ПК «Транспортные системы». Они обязались поставить трехсекционные низкопольные трамваи «Витязь» (по 100 шт. в год). Поставка прошла в 2017-2019 гг. А базовой площадкой сборки трамваев-гармошек стал Тверской вагоностроительный завод.

Трехсекционный "Витязь" стал "лицом" московского трамвая
Трехсекционный "Витязь" стал "лицом" московского трамвая

Но тут неожиданно выявилась проблема. Столичный трамвайный парк, насчитывающий чуть менее 500 вагонов, имеет несколько депо. А вот места в этих депо для такого огромного числа новых трамваев нет. Напрашивался выход – освобождать место в депо от старого подвижного состава.

Эти трамваи не такие уж старые, учитывая, что нормативный срок эксплуатации трамваев составляет 16 лет. При должном уходе они могут работать и дольше. Оказалось, что такому бесплатному подарку, как еще не выработавшие ресурс б/у трамваи из Москвы, рады огромное число российских городов, где трамвайный парк уже давно самортизирован.

Первые, наиболее старые трамваи 90-ых годов выпуска начали уходить в Новосибирск, Саратов, Томск уже в 2016 году. Это была высокопольная модель КТМ-608.

Но самая впечатляющая раздача московских трамваев пришлась на 2018-2020 гг. Тогда начали раздавать более свежую модель КТМ-619. Но она морально устаревшая – высокопольная.

Экс-московский трамвай КТМ-619 на маршруте в Новосибирске
Экс-московский трамвай КТМ-619 на маршруте в Новосибирске

Это надежный, крепкий, неплохой отечественный трамвай КТМ-619 с «лицом от Сименса». Сейчас мы приведем список городов, которые стали обладателями этой модели, выводимой из столичного трамвайного парка. Самыми дальними приобретателями 619-й модели стали города, расположенные за Уралом -  Владивосток, Улан-Удэ, Иркутск, Усолье-Сибирское, Ангарск, Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Осинники,  Томск, Новосибирск, Омск.

В европейской части «счастливчиками» стали областные центры – Курск, Липецк, Ульяновск, Нижний Новгород, Ярославль, Смоленск, Тула. Трамваи модели 619 также передали в такие города как Набережные Челны, Череповец, Таганрог, Волжский, Новочеркасск. Вот так бесплатно в почти трех десятках городов провели «омологацию» своего трамвайного парка, пользуясь автомобильным термином. Вдобавок, из Москвы также вывели все трамваи питерского производства моделей 71-134А и 71-153. Они ушли в Ульяновск, Нижний Новгород и Орск. Вот так Москва избавилась от морально устаревших высокопольных трамваев, а российские города с трамвайным движением обновили без затрат свой парк.

Это уже история - питерский ЛМ-2008 и усть-катавский КТМ-619 уже не встретить в Москве
Это уже история - питерский ЛМ-2008 и усть-катавский КТМ-619 уже не встретить в Москве

Если вы думаете, что на этом история завершена, то сильно ошибаетесь. Сегодня Москва подписала очередной контракт на поставку новых вагонов. В течение двух ближайших лет в столицу будут поставлен 40 односекционных новых трамваев «Львенок» от ПК ТС, которые будут использоваться на менее загруженных маршрутах, а также 74 трехсекционных трамваев «Витязь». Для них также нужно освобождать место в депо.

Односекционный "Львенок" уже в столице
Односекционный "Львенок" уже в столице

В Москве еще очень большое количество чешских трамваев «Татра» 80-ых годов выпуска прошлого века. Они прошли капитальный ремонт и находятся в хорошем состоянии. Сегодня эти чешские «Татры» стали первыми для очередной раздачи российским городам. Уже ушли на берега Волги для работы в знаменитый волгоградский метротрам первая партия. На очереди отправка 10 «Татр» в сибирский «татрогород» Барнаул. Еще 10 штук уйдут в Нижний Новгород, аккурат, под празднование 800-летия города. Ростовские власти ждут 24 чешских трамвая. Но самую большую партию получит Саратов (30 штук).

Вот такая история с продолжением. Примечательно, что она хронологически совпадает с национальным проектом БКАД 2.0., составной частью которого стало обновление автобусного и троллейбусного парков российских городов.

Чешский трамвай Татра-Т3SU в московской ливрее
Чешский трамвай Татра-Т3SU в московской ливрее

Использованы фото с сайта stts.mosfont

Источник