Сегодня наша столица активно раздает другим российским городам трамваи, троллейбусы и автобусы. В мировой практике такая раздача подвижного состава довольно-таки типичное явление, и чаще всего, такой подержанный подвижной состав уходит за сниженную, или символическую цену. В нашей стране московские трамваи, троллейбусы и автобусы достаются другим российским городам бесплатно. Это уникальный случай в практике отрасли. Тем не менее, многие руководители муниципалитетов и предприятий городского транспорта, учитывая аварийное состояние своих парков техники, рассматривают эту раздачу, как манну небесную. Наш канал решил посмотреть на это сторонним взглядом и увидел как плюсы, так и минусы таковой раздачи.
А начнем мы с того, что предыдущий мэр Москвы Юрий Лужков стремился войти в историю столицы как реформатор транспорта. А вот к трамваю отношение у Юрия Михайловича было отрицательным: московская мэрия сняла трамвайные пути на Ленинградском проспекте, ряде других направлений. То есть относился к этому виду транспорта не слишком цивилизованно. И не мудрено, ведь Лужков не видел и не знал европейского опыта, а действовал по наитию. Откуда мэру Москвы знать о евротенденциях трамвайного европейского ренессанса.
Приведем пример, чтобы не быть голословным. В 2007 году в Париж после 70-летнего перерыва вернулся трамвай, который уничтожили в 1937 году. На торжественную церемонию открытия новой линии трамвая по бульварам маршалов Франции, парижский мэр Бертран Деланоэ пригласил мэров крупнейших европейских городов, а также мэров столиц Алжира, Туниса, Мадагаскара и всяких других экзотических стран. Но в этом списке не было московского градоначальника Лужкова.
Но новые трамваи и троллейбусы богатый московский бюджет мог себе позволить: их закупали.
Эпоха Лужкова закончилась, и команда нового мэра Москвы Сергея Собянина совсем по-другому подошла к транспортной проблеме. Она начала действовать с оглядкой на европейский опыт: ведь ситуация с транспортом становилась нетерпимой. Но мы оставим анализ этого вопроса для другого материала. Нас же интересует несколько иной аспект. А именно, почему состоялся аттракцион невиданной щедрости: массовое обновление подвижного состава пассажирского транспорта и раздача его в другие города.
Как подвел иностранный трамвай, и не только столицу
Новая команда мэра Москвы, которая приступила к исполнению своих обязанностей еще в начале десятилетия, разработала программу развития транспортного комплекса столицы. Одним из пунктов которой стало приобретение современного низкопольного подвижного состава. Если с автобусами и троллейбусами все было ясно, и проблем не возникало, поскольку отечественные автопроизводители выпускали такой подвижной состав. Например, полностью низкопольный автобус большого класса ЛИАЗ-5292, или полностью низкопольные троллейбусы «Мегаполис», то с трамваями вышла загвоздка. У отечественного производителя УКВЗ (г.Усть-Катав) был только опытный, а не серийный образец. Выход был найден довольно-таки просто. В конкурсе, объявленном московским правительством выиграл польский производитель трамваев PESA из г.Быдгоща на поставку 120 сочлененных вагонов. Однако напрямую по законодательству этот завод не мог поставлять подвижной состав в Москву, поэтому его партнером стало предприятие «Уралтрансмаш» из Екатеринбурга. Трамваю присвоили российское наименование 71-414, но по-настоящему это была модель PESA Foxtrot.
Выполнение контракта началось в 2014 году, но тут произошел форс-мажор - случилась девальвация рубля. В 2016 году мэрия Москвы расторгла контракт «в связи с несоблюдением сроков поставки», поскольку за суммы указанные в контракте нельзя было купить 120 вагонов. Сегодня в Москве только 70 «фокстротов». А произведенные польским предприятием трамваи, но не поставленные в российскую столицу, ушли в Киев.
Некоторые города страны также попытались сделать ставку на зарубежные модели. В начале десятилетия активно от старого подвижного состава трамваев избавлялись немецкие города. Открылась уникальная возможность обновить и пополнить трамвайный парк за счет хорошо сохранившихся в немецких условиях эксплуатации чешских трамваев «Татра». Первым «тропинку» за б/у вагонами в немецкие города «протоптал» Барнаул, столица Алтайского края. В этом городе эксплуатируются только чешские «Татры», это единственный «татрогород» за Уралом. Несколько экземпляров сюда было доставлено из Дрездена и Хемница. В Барнауле им сменили переднюю маску, поставили колесные пары нашей колеи 1520 мм. И они до сих пор исправно служат в краевой столице.
Таким же путем хотел пойти соседний областной центр Новосибирск. Он успел привезти пять трамваев чехословацкого производства Татра КТ-4 из Берлина. Но затем этот канал захлопнулся. Случился Крым, девальвация, санкции и Постановление правительства №656 об импортозамещении, в котором прямо сказано, что подвижной состав городского транспорта нужно закупать только у производителей стран Таможенного Союза. А приготовленные для Новосибирска берлинские «Татры» ушли в украинский Львов.
Освобождение места в депо
После того как контракт на поставку польских PESA Москвой был разорван, процесс обновления трамвайного парка столицы не был остановлен. Москве нужно было соответствовать современному культурному городу. И выход был найден. Московское правительство объявило конкурс на поставку 300 трехсекционных низкопольных трамваев. Победителем стал «Метровагонмаш» и его партнер ПК «Транспортные системы». Они обязались поставить трехсекционные низкопольные трамваи «Витязь» (по 100 шт. в год). Поставка прошла в 2017-2019 гг. А базовой площадкой сборки трамваев-гармошек стал Тверской вагоностроительный завод.
Но тут неожиданно выявилась проблема. Столичный трамвайный парк, насчитывающий чуть менее 500 вагонов, имеет несколько депо. А вот места в этих депо для такого огромного числа новых трамваев нет. Напрашивался выход – освобождать место в депо от старого подвижного состава.
Эти трамваи не такие уж старые, учитывая, что нормативный срок эксплуатации трамваев составляет 16 лет. При должном уходе они могут работать и дольше. Оказалось, что такому бесплатному подарку, как еще не выработавшие ресурс б/у трамваи из Москвы, рады огромное число российских городов, где трамвайный парк уже давно самортизирован.
Первые, наиболее старые трамваи 90-ых годов выпуска начали уходить в Новосибирск, Саратов, Томск уже в 2016 году. Это была высокопольная модель КТМ-608.
Но самая впечатляющая раздача московских трамваев пришлась на 2018-2020 гг. Тогда начали раздавать более свежую модель КТМ-619. Но она морально устаревшая – высокопольная.
Это надежный, крепкий, неплохой отечественный трамвай КТМ-619 с «лицом от Сименса». Сейчас мы приведем список городов, которые стали обладателями этой модели, выводимой из столичного трамвайного парка. Самыми дальними приобретателями 619-й модели стали города, расположенные за Уралом - Владивосток, Улан-Удэ, Иркутск, Усолье-Сибирское, Ангарск, Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Осинники, Томск, Новосибирск, Омск.
В европейской части «счастливчиками» стали областные центры – Курск, Липецк, Ульяновск, Нижний Новгород, Ярославль, Смоленск, Тула. Трамваи модели 619 также передали в такие города как Набережные Челны, Череповец, Таганрог, Волжский, Новочеркасск. Вот так бесплатно в почти трех десятках городов провели «омологацию» своего трамвайного парка, пользуясь автомобильным термином. Вдобавок, из Москвы также вывели все трамваи питерского производства моделей 71-134А и 71-153. Они ушли в Ульяновск, Нижний Новгород и Орск. Вот так Москва избавилась от морально устаревших высокопольных трамваев, а российские города с трамвайным движением обновили без затрат свой парк.
Если вы думаете, что на этом история завершена, то сильно ошибаетесь. Сегодня Москва подписала очередной контракт на поставку новых вагонов. В течение двух ближайших лет в столицу будут поставлен 40 односекционных новых трамваев «Львенок» от ПК ТС, которые будут использоваться на менее загруженных маршрутах, а также 74 трехсекционных трамваев «Витязь». Для них также нужно освобождать место в депо.
В Москве еще очень большое количество чешских трамваев «Татра» 80-ых годов выпуска прошлого века. Они прошли капитальный ремонт и находятся в хорошем состоянии. Сегодня эти чешские «Татры» стали первыми для очередной раздачи российским городам. Уже ушли на берега Волги для работы в знаменитый волгоградский метротрам первая партия. На очереди отправка 10 «Татр» в сибирский «татрогород» Барнаул. Еще 10 штук уйдут в Нижний Новгород, аккурат, под празднование 800-летия города. Ростовские власти ждут 24 чешских трамвая. Но самую большую партию получит Саратов (30 штук).
Вот такая история с продолжением. Примечательно, что она хронологически совпадает с национальным проектом БКАД 2.0., составной частью которого стало обновление автобусного и троллейбусного парков российских городов.
Использованы фото с сайта stts.mosfont