Драйва жителям островов хватает с избытком. Хорошая погода здесь бывает два раза в году – в сентябре и в мае. Зимой снегу наметает порой выше крыши сарайчика. Тайфуны случаются часто и без предупреждения. Однако люди тут живут и приезжих чуть ли не каждый второй. Ранняя пенсия и северные надбавки – приятные бонусы, которые скрашивают трудности быта.
Последние годы Москва тратит миллиарды на развитие Курил. На Итурупе до последнего времени действовал построенный еще японцами аэропорт. Сейчас, как пишут посетившие острова журналисты, там построены новые воздушные гавани, к которым ведут асфальтовые дороги.
На островах появился хозяин. Два отставных военных организовали ЗАО «Гидростой», взяли в свои руки рыболовный промысел и навели там порядок. Когда окрепли, занялись преобразованием островов. В городе Курильск, который считается столицей островной гряды, появился центр досуга с бассейнам. Сейчас с Сахалина тянут оптоволоконный кабель для Интернета.
Вот поселок Китовый на острове Итуруп. Причал смотрится лучше, чем на Сахалине. Более безопасный и чистый. Строили его рабочие из Южной Кореи. Толк в таких постройках они знают. На причале много раскосых лиц. Правда, это не корейцы, а гастарбайтеры из Киргизии. Как сюда добрались при космических ценах на билеты, загадка. Конечно, платить им будут здесь в разы больше, чем в Москве.
Главная проблема жителей Курил это связь с материком. Помните песню: «А почта с пересадками летит с материка до дальней гавани Союза, где я бросаю камешки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза…». Это про Сахалин. Все нынешние как воздушные, так и морские рейсы с Курил завязаны на этот остров. А ведь когда-то жители Курил могли доплыть до Владивостока на комфортабельном теплоходе.
Труднее всего добраться на самый северный остров гряды Парамушир. Там нет своего аэропорта. Придется лететь или плыть с Сахалина на Итуруп и оттуда тоже водой до места. Правда, есть и другой вариант, вряд ли лучший. Плыть из Петропавловска-Камчатского на корабле, который жители Парамушира метко назвали «гадким утенком».
Административно Курильские острова включены в Сахалинскую область. До недавнего времени здесь действовал строгий пограничный режим, и без получения разрешения ФСБ свободно передвигаться было нельзя. В конце 2016 года с некоторых районов области ограничения были сняты. Надеялись на развитие туризма. Однако кроме богатых экстремалов Курилы посещают редко. Асфальтовых дорого мало, да и для перемещения по островам нет еще подходящих условий. Все-таки приграничная зона.
Зато желающих заработать на Курильских островах достаточно много. Каждый год, когда начинается промышленная путина, здесь требуется рабочая сила. Она длится с начала мая до конца октября. Вначале идет так называемая разнорыбица: камбала, треска, минтай. Последнюю раньше за сорную рыбу считали, а теперь она на материке идет на ура.
Вакансии предлагают самые разные:
- работа в море в рыбодобывающих компаниях
- переработка рыбы на судах
- работа на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях
- строительные профессии для работы вахтовым методом
В советское время зарплаты рыбакам были заоблачные. Но и сейчас не обижают. Миллион за сезон вполне можно заработать и все затраты окупить. Правда, местные цены на продукты удивляют приезжих. Свежие огурцы 490, помидоры 540, колбаса докторская 1100 руб. за кило. Водки дешевле 450 рублей не найдешь. Зато камбала, 55 рублей, бери, не хочу.
Коренным жителям Курил, имеющим островную прописку, полагаются льготы. Во-первых, 50% скидка для проезда на материк. Во-вторых, что тоже немаловажно, безвизовое посещения японского острова Хоккайдо. Японцы выделяет ежегодные квоты на лечение детей, проживающих на Курилах.
Сами тоже приезжают. Поснимают своими крутыми камерами и смартфонами весь негатив и с улыбочкой возвращаются.
Вот так живут россияне на Курильских островах, которые японцы мечтают себе вернуть.