Недавно на ТВ мне попалась программа про жизнь людей на португальском острове Мадейра. Много рассказывали про школьное образование на Мадейре. Мне понравилось, что дети в школе обязательно посещают 2-3 факультативных занятия, среди которых такие как драма, дизайн, танцы, сёрфинг, плавание.
Хочу отдельно остановиться на двух последних. Занятия по плаванию и сёрфингу проходят прямо на пляжах острова и дети с удовольствием ходят на них. Но в этой статье я хочу обратить внимание не на обучение, а на воспитательный аспект образования.
Съемочная группа приехала на берег океана поговорить с ребятами и показать, как проходят занятия. В день съёмок была плохая погода и заниматься в океане было нельзя. Но дети всё равно были на берегу - они убирали мусор на пляже.
Оказывается, в плохую погоду школьники приводят в порядок прибрежную зону. Жители острова Мадейра не мусорят - здесь очень развита экологическая культура среди населения. Школьники убирают мусор, который приносит океан. Как объясняли в интервью дети, они очень хорошо понимают, что живут на маленьком острове и если они будут его загрязнять, то скоро будут жить на свалке. То есть вопрос, что мусорят другие, а убираем мы не стоит.
И вот тут мне вспомнились комментарии к моей статье "Воспитание потребителей: к чему привёл запрет на детский труд в школе". На вопрос, нужен ли детский труд в школе многие комментаторы ответили отрицательно, мотивируя это тем, что мусорят одни, а убирают другие и недопустимо отвлекать детей от учёбы, экономя деньги на их бесплатном труде. Аргументы в пользу воспитания трудом разбились о стойкое убеждение некоторых читателей, что наши дети не рабы и любой труд должен быть оплачен. Итог всей этой политики известен: сейчас дети в школе даже с доски не вытирают, не говоря уже о том, чтобы убрать в классе или пришкольную территорию.
Интересно, что португальские школьники чётко осознают, что если они не будут убирать, то погрязнут в мусоре и их остров перестанет быть таким красивым и чистым. Океан может выкидывать тонны мусора, так как в некоторых странах, например, в Индонезии, весь мусор просто смывается в океан по причине отсутствия централизованной системы сбора и переработки отходов. И никто не заявляет при этом, что мусорят одни, а убирают другие, и никто не чувствует себя рабом. И, кстати, в платных школах ученики тоже убирают мусор на пляжах. Детям с детства прививается бережное отношение к природе, а в нашей школе всё в точности наоборот.
Не думаю, что в Португалии нет средств на то, чтобы нанять специальный персонал для уборки пляжей или парков. Там привлечение детей к труду входит в трудовое и экологическое воспитание и образование. У нас же многие считают, что убирать должны дворники, забывая о том, что чисто не там, где метут, а там, где не мусорят.
Можно сколько угодно нанимать персонала для уборки, но если у людей не выработана культура бережного отношения к окружающей среде и уважения к чужому труду, наша окрудающая действительность никогда не изменится. Радует лишь то, что большинство комментаторов всё же считают, что трудовое воспитание в школе необходимо.
Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях.