Найти в Дзене
Московские истории

Другие запахи детства

Зимний запах дров и весенний - цветущих яблонь, осенний запах мокрого асфальта и опавших листьев, а также "аромат" окружающих со всех сторон предприятий, пятна мазута на реке, а заодно и лошадь в панамке - все это вспоминают читатели "Московских историй".

Станция метро "Ждановская", 1983 г. Фото Андрея Старостина.
Станция метро "Ждановская", 1983 г. Фото Андрея Старостина.

Кот М.

В моём детстве весеннему запаху сирени предшествовал запах ожившей земли и следом цветущих яблонь - в Москве было очень много яблоневых садов. И ещё сладкий запах набухших тополиных почек и пыльного асфальта тёплой ночью. Свежесть дождя, его шум. Все это успокаивало, а сейчас почему-то дождь нагоняет тоску.

2-й Спасоналивковский пер., 13., 1953 г. Источник https://pastvu.com/p/96202.
2-й Спасоналивковский пер., 13., 1953 г. Источник https://pastvu.com/p/96202.

Алина Шаг

Улица Чернышевского (Покровка) - моя малая родина! Зимой топили дровами. Морозы - трескучие. Дым над домами стоял столбом, и запах зимы это был запах дров. А летом - золотые шары, сирень и бальзамины в полисадниках. А ещё по Чернышевского лошадка возила ящики и бочки из-под огурцов из овощного магазина. Лошадка была в панамке!

Московский дворик, 1964 г. Источник: Фотоархив Бурова Ю.Л.
Московский дворик, 1964 г. Источник: Фотоархив Бурова Ю.Л.

Елена Юшкевич

Как я люблю запах осенних листьев после дождя! А еще раньше их жгли прямо там, где сгребали, этот запах тоже мне нравился. Так и представляю: иду вечером из института, прошел дождь, горят фонари, блестит асфальт и сладко пахнет листьями и свежестью.

Валерий Кривцов

Простите, дорогие, но запахи детства у меня другие. Жили мы на векторе Кожевники - Клейтук плюс шинный завод. Вонь стояла невыносимая. Слава Богу, вынесли промзоны за МКАД.

Главный здесь, конечно, дорогой нашему обонянию мыловаренный завод «Клейтук» – спутник Мясокомбината. Справа возвышается здание ТЭЦ 8. Оба предприятия заслоняют территорию МЗМА – завода малолитражных автомобилей. 1947 - 1953 г. От Курского до Хохловки. Источник: Железнодорожные альбомы.
Главный здесь, конечно, дорогой нашему обонянию мыловаренный завод «Клейтук» – спутник Мясокомбината. Справа возвышается здание ТЭЦ 8. Оба предприятия заслоняют территорию МЗМА – завода малолитражных автомобилей. 1947 - 1953 г. От Курского до Хохловки. Источник: Железнодорожные альбомы.
Кожевники были кожевенным центром города: в XVIII веке из 19 московских кожевенных предприятий 17 находились здесь. К концу XIX века Дербеневская улица отличалась разнообразием производств: здесь разместились Дербеневский химический завод, Московский дрожжевой завод и изрядно потеснившая кожевников ситценабивная мануфактура Эмиля Цинделя, построившая целый текстильный городок.(Московские истории, 02.12.20).
История завода «Клейтук» начинается с 1874 года, когда было образовано Общество костеобжигательных заводов и выделки из кости других продуктов. Кости попадали сюда в качестве отходов производства с Микояна и Таганского мясоперерабатывающего. "Аромат" в округе стоял соответствующий, многие до сих пор вспоминают его с ужасом. (https://rajon-pride.livejournal.com).

Редким ветром приносило с "Красного Октября" кондитерские ароматы. Еще прекрасно пахла уворованная сирень из домика Маяковского. Клянусь, больше никогда не видел таких крупных соцветий. Махровая, лиловая, белая, а запах ! Помню запах белья, кипящего в баке и весло ( это такая деревянная лопаточка для перемешивания) и синьку в пузырьке. Иногда с Павелецкого приносило запах железной дороги, речной запах с Москвы-реки - казалось, что пахнет мазутом, да и виднелись "нефтяные" пятна на глади воды.

Еще: "Запах кошек и голубей следовал за мной в течение шести счастливых лет", "Кипящее в баке белье, тополь под окном, мокрые листья на асфальте и чадящие мангалы".

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru