Найти в Дзене
Андрей Аксютин

«Восьмиколесники» Третьего Райха.

История производства семейства тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 231/232/233/263

О бронетехнике нацисткой Германии написано, едва ли не больше, чем о боевых машинах других участников Второй Мировой войны вместе взятых. Однако, что не удивительно, публицистика в большинстве своем затрагивает гусеничную технику, в меньшей степени, полугусеничную. Колесным же бронемашинам уделено куда меньше внимания. В первую очередь это связано со скудностью информации, которую исследователи черпали, в основном, из данных, полученных британской разведкой. Ценность подобной информации условна, особенно, если сравнивать ее непосредственно с германскими первоисточниками. Так как же было на самом деле? Что говорят немецкие документы? Давайте посмотрим.

Ехали, ехали. И приехали... Аlles kaput
Ехали, ехали. И приехали... Аlles kaput

К моменту прихода в Германии к власти нацистов, на вооружение Рейхсвера поступали тяжелые бронеавтомобили, созданные на шасси трехосных неполноприводных коммерческих грузовиков. Вновь создаваемому Вермахту эти машины нравились не очень, хотя на тот период они являлись едва ли не лучшими в своем классе по сравнению с тем, что имелось в других странах. Основным недостатком считалась проходимость. Дело в том, что концепция применения подвижных войск (Schnelle truppen), подразумевала мобильность всех подразделений на одном уровне, не взирая на условия местности. Так же это относилось и к разведывательным бронеавтомобилям.

В докладе от 30 октября 1935 года Wa Prw 6 (отдел моторизации) рапортовал о выдаче заказа на разработку нового восьмиколесного разведывательного бронеавтомобиля на шасси Bussing-NAG. Проведенные ранее испытания многоосных шасси показали впечатляющие результаты. Стоит отметить, что шасси этой фирмы имели кодовое обозначение «GS».

Шасси GS
Шасси GS

Разрабатывающиеся машины получили индексы:

Schwerer Panzerspähwagen – Vskfz. 623

Schwerer Panzerspähwagen (Fu) – Vskfz. 624

30 октября 1935 года Wa Prw 6 сообщил, что первое восьмиколесное шасси GS проходит испытания. Машина имела башню с 20-мм пушкой и пулеметом. Но, кроме того, военные желали получить и броневик с противотанковым орудием Tak. Впрочем, дольше хотелки, дело не пошло.

После завершения программы испытаний, 22 марта 1937 года бронеавтомобили были приняты на вооружение. Vskfz. 623 стал Sd.Kfz. 233, а Vskfz. 624 – Sd.Kfz. 234.

7 сентября 1940 года тяжелым бронеавтомобилям были присвоены новые индексы, под которыми они и получили свою известность:

Schwerer Panzerspähwagen (Sd.Kfz. 231) 6 Rad

Schwerer Panzerspähwagen (Fu) (Sd.Kfz. 232) 6 Rad

Schwerer Panzerspähwagen (Sd.Kfz. 231) 8 Rad

Schwerer Panzerspähwagen (Fu) (Sd.Kfz. 232) 8 Rad

Обозначение Pz. Fu.Wg. (Sd.Kfz. 263) в документах впервые появляется 29 сентября 1936 года.

Согласно требованиям заказчика к фирме Bussing-NAG, новое 8-колесное шасси должно было иметь полный привод и развивать скорость до 90 км/ч. Требовалось иметь управляемыми как переднюю, так и заднюю ось, чтобы возможности управления машиной были одинаковы с обоих постов.

То, что получилось у фирмы, для 1936 года можно назвать необыкновенным чудом. С технической точки зрения машина не имела себе равных во всем мире. Но была и обратная сторона медали: она оказалась действительно тяжелой – 8,5 т для Sd.Kfz. 233 и 9,1 т для Sd.Kfz. 234, а длина составляла почти 6 метров. 14,5 мм броня могла выдерживать попадания бронебойных пуль только винтовочного калибра. Но что самое важное, бронемашина оказалась конструктивно сложной и дорогой.

Тем не менее, броневик запустили в серию. К 29 сентября 1936 года ни в одном из 9 разведывательных батальонов, куда должны были передаваться эти машины, они не числились. Но отмечалось, что в ближайшее время должны прибыть один Vskfz. 623 и 6 Vskfz. 624. Это говорит о том, что первые серийные машины были выпущены либо в самом конце 1936 года, либо в начале 1937.

На данный момент еще Sd.Kfz. 233. Машина 1-й серии
На данный момент еще Sd.Kfz. 233. Машина 1-й серии

Заказ на бронеавтомобили 1-й серии составлял 179 единиц. Если 79 машин в вариантах Sd.Kfz. 233 и 234 изготовили примерно поровну, то Pz. Fu.Wg. собрали 100. Номера шасси были в диапазоне 59902 – 60080. Изготовление серии завершилось в июле 1939 года.

Sd.Kfz. 234 1-й серии
Sd.Kfz. 234 1-й серии

Производство шло крайне неспешно. Так, к 1 января 1938 года Вермахту сдали 21 бронеавтомобиль Sd.Kfz. 233 и 16 Sd.Kfz. 263 (8 Rad); Люфтваффе докладывало о 3 Sd.Kfz. 233/234. В 1-м квартале 1938 года от промышленности был получен еще 31 Sd.Kfz. 233/234, а до конца года сдали еще 19 Sd.Kfz. 233/234 и 64 Sd.Kfz. 263. В 1939 году машины не выпускались вплоть до мая. В рапорте от 1 марта 1939 года на вооружении армии состояли по 35 Sd.Kfz. 233 и 234 и 80 Sd.Kfz. 263. А так же 3 машины числились у Люфтваффе. Последние 5 Sd.Kfz. 233/234 1-й серии изготовили в мае, а выпуск 20 Sd.Kfz. 263 распределился по 5 машин в марте, апреле, июне и июле.

Sd.Kfz. 263 1-й серии
Sd.Kfz. 263 1-й серии

В ходе производства в конструкцию вносились небольшие изменения, вызванные выявлявшимися при эксплуатации недостатками. Наиболее существенным изменением стала замена в первой половине 1938 года пулемета MG 13 на MG 34.

Sd.Kfz. 233/231 2-й серии
Sd.Kfz. 233/231 2-й серии

Производство 2-й серии велось с мая 1939 по август 1941 года. Она включала в себя 99 машин с серийными номерами 60601 – 60699. 46 из них относились к модификации Sd.Kfz. 233/231 (60601 – 60646) и 53 – к Sd.Kfz. 234/232 (60647 – 60699). В мае 1939 года выпустили 5 машин, в июне – 8. Производство возобновилось в сентябре, когда собрали 10 экземпляров. По столько же броневиков сдали в октябре и ноябре и 8 в декабре. В январе и феврале 1940 года выпуск снизился до 5 штук в месяц и только в марте вырос до 8. Затем вновь последовал многомесячный перерыв. В ноябре машины вновь пошли в войска. В этом месяце передали заказчику 4 бронеавтомобиля, в декабре – 6.

В это время началась работа по 3-й серии. В результате, оставшиеся не законченными 21 машина, сдавались уже в августе 1941 года.

Sd.Kfz. 231 3-й серии
Sd.Kfz. 231 3-й серии

Выпуск 3-й серии начался в феврале 1941 года. Всего было заказано 169 шасси. 21 из них было сделано в варианте Sd.Kfz. 231, 92 – Sd.Kfz. 232 и 56 – Sd.Kfz. 263.

Впрочем, в старой конфигурации были выполнены только первые 38 экземпляров с номерами 79435 – 79472. В феврале сдали 8, в марте – 5, в апреле – 3, в мае – 5, 6 в июле, 1 в августе и 2 в сентябре. Стоит отметить, что выпущенный в феврале – мае 21 броневик относился к модификации Sd.Kfz. 231. Далее производились исключительно Sd.Kfz. 232. Кроме того, в мае построили 7 и 1 в июне вновь запущенных в производство Sd.Kfz. 263.

Перебои в производстве бронеавтомобилей были напрямую связаны с проведением работ по их модернизации. В первую очередь усовершенствованию подверглась силовая установка. Взамен 165-и сильного двигателя Bussing-NAG L8V/GS36, поставили, форсированную до 180 лошадиных сил, его версию – GS 180. С сентября 1941 года начался выпуск второй части 3-й серии. Из 131 шасси с номерами 79480 – 79610, 83 были выполнены как Sd.Kfz. 232 и 48 – Sd.Kfz. 263.

Sd.Kfz. 263 3-й серии
Sd.Kfz. 263 3-й серии

За сентябрь сдали 6 Sd.Kfz. 232, 16 в октябре, 10 в ноябре и 11 в декабре 1941 года. В январе и феврале 1942 года сдали по 10 бронемашин, 16 в марте и последние 4 в апреле. Первые 5 Sd.Kfz. 263 из этой партии были сданы в январе 1942 года, 23 в феврале и по 10 в марте и апреле.

Sd.Kfz. 232 4-й или 5-й серий
Sd.Kfz. 232 4-й или 5-й серий

С июля 1942 года были запущены в производство 4-я и 5-я серии. 300 машин 4-й серии имели номера 85615 – 85914, а 200 бронеавтомобилей 5-й – 87118 – 87317. Выпуск шел параллельно с июля 1942 года по сентябрь 1943, за исключением последних Sd.Kfz. 233 5-й серии, сданных в октябре. Поэтому выделить в данных о производстве машины той или иной серии не представляется возможным. Впрочем, сами бронемашины в обоих сериях были идентичны.

Sd.Kfz. 263 4-й или 5-й серий
Sd.Kfz. 263 4-й или 5-й серий

На бронеавтомобилях этих серий лобовая броня корпуса была увеличена до 30 мм. На Sd.Kfz. 232 лоб башни и маску пушки так же довели до 30 мм, а толщину ее бортов подняли с 8 до 10 мм. Вместо пушки 2cm KwK 30 устанавливалась KwK 38, а громоздкую рамочную антенну заменили штыревой.

Так же в серию запустили бронемашину Schwerer Panzerspähwagen (7,5cm) (Sd.Kfz. 233). Фактически она представляла собой САУ, вооруженную 75-мм короткоствольной пушкой. Часть орудий StuK L/24, ранее выпущенных для StuG III, осталась невостребованной в связи с перевооружением установок на StuK 40 L/43. Адаптированные орудия получили обозначение 7.5 cm Kanone 37 (Sfl.)

Sd.Kfz. 233
Sd.Kfz. 233

Из числа заказанных 500 машин 4-й и 5-й серий, 314 пришлось на Sd.Kfz. 232, 51 на Sd.Kfz. 263 и 135 на Sd.Kfz. 233. Впрочем, помесячные отчеты говорят сами за себя:

1942 год

Июль – 20 Sd.Kfz. 232, 16 Sd.Kfz. 263, 10 Sd.Kfz. 233

Август – 25 Sd.Kfz. 232

Сентябрь – 29 Sd.Kfz. 232, 6 Sd.Kfz. 263, 6 Sd.Kfz. 233

Октябрь – 1 Sd.Kfz. 232, 10 Sd.Kfz. 233

Ноябрь – 24 Sd.Kfz. 232, 13 Sd.Kfz. 263

Декабрь – 15 Sd.Kfz. 232, 6 Sd.Kfz. 263, 9 Sd.Kfz. 233

1943 год

Январь – 20 Sd.Kfz. 232, 10 Sd.Kfz. 263

Февраль – 30 Sd.Kfz. 232

Март – 10 Sd.Kfz. 232, 15 Sd.Kfz. 233

Апрель – 30 Sd.Kfz. 232

Май – 40 Sd.Kfz. 232, 15 Sd.Kfz. 233

Июнь – 10 Sd.Kfz. 232

Июль – 20 Sd.Kfz. 232, 15 Sd.Kfz. 233

Август – 20 Sd.Kfz. 232, 15 Sd.Kfz. 233

Сентябрь – 20 Sd.Kfz. 232, 15 Sd.Kfz. 233

Октябрь – 25 Sd.Kfz. 233

Теперь можно подвести итоги. За период с 1937 по 1943 годы было выпущено в общей сложности 947 бронеавтомобилей. 605 из них выполнялись в вариантах Sd.Kfz. 231/232, причем вторых было большинство – порядка 500. 207 единиц приходилось на Sd.Kfz. 263 и 135 – на Sd.Kfz. 233.

По годам выпуск выглядел следующим образом (для удобства восприятия обозначения применены от 1940 года):

1937 – 24 Sd.Kfz. 231/232, 16 Sd.Kfz. 263

1938 – 50 Sd.Kfz. 231/232, 64 Sd.Kfz. 263

1939 – 25 Sd.Kfz. 231, 30 Sd.Kfz. 232, 20 Sd.Kfz. 263

1940 – 21 Sd.Kfz. 231, 7 Sd.Kfz. 232

1941 – 21 Sd.Kfz. 231, 73 Sd.Kfz. 232, 8 Sd.Kfz. 263

1942 – 154 Sd.Kfz. 232, 89 Sd.Kfz. 263, 35 Sd.Kfz. 233

1943 – 200 Sd.Kfz. 232, 10 Sd.Kfz. 263, 100 Sd.Kfz. 233.

Они еще не догадываются, что через несколько лет музыку играть будут другие и, маловероятно, что они ее услышат.
Они еще не догадываются, что через несколько лет музыку играть будут другие и, маловероятно, что они ее услышат.
-13

Напоследок стоит сказать, что основное серийное производство бронеавтомобилей вели фирмы Schichau (Эльбинг) и Deutsche-Werke (Киль), в то время как Bussing-NAG занималось изготовлением шасси.

Источник: Panzer Tracts No.13-2. Schwerer Panzerspaehwagen Sd.Kfz.231 (8 Rad), 232 (8 Rad), and 233 Panzerfunkwagen Sd.Kfz.263 (8 Rad): Development and Production from 1935 to 1943. Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle