А у вас такое было? Гуляете вы в одном и том же лесу и каждый день видите в кустах железную дорогу, но никогда по ней не едет поезд. Однако, если подождать чуть дольше, например... ВЕСЬ ДЕНЬ, то можно увидеть много интересного и неожиданного.
Примерно так обстоят дела на так называемой Мещерской магистрали - железнодорожной ветке Владимир - Тумская. Она тупиковая, но её станции обслуживают немало промышленных предприятий, так что ветку это совершенно точно нельзя назвать заброшенной. На сегодняшний день объём движения - 2 грузовых и 4 пригородных поезда в день.
На эту ветку мы приехали из Арзамаса, где днём ранее фотографировали автобусы ЛИАЗ-677 (читайте, если пропустили):
А если хотите прочитать историю с самого начала, вам сюда:
Мы ехали из Арзамаса в Вековку, чтобы пересесть на электричку до станции Нечаевская. От недосыпания и усталости наши умы посетила безумная идея: а что если проводница забудет нас разбудить, и мы не выйдем в Вековке, тем самым выспимся, доехав до Москвы? Проводница, конечно, про нас не забыла и в 3 часа ночи мы оказались на перроне станции Вековка, поспав в поезде около трёх часов.
А Вековка находится в нигде - крупный железнодорожный узел без населённого пункта, только небольшой станционный посёлок, где живут, в основном, железнодорожники, поэтому и из нашего поезда желающих выйти, кроме нас, не нашлось. Тем не менее, на вокзале была огромная толпа, помимо нас ожидавшая московскую электричку: люди рассредоточились на платформе, в зале ожидания, а также в привокзальной забегаловке, куда заглянули и мы в поисках горячих напитков; купили кто чай, а кто кофе, кто пирожок, а кто сладкую булочку, перекусили, погрелись, остались довольны ценами, послушали беседы местных жителей, а потом стали бродить туда-сюда по вокзалу. Я даже удивился, что в Вековке оказалось столько желающих сесть в первую электричку. Наконец появилась ЭР2Р-7022 и все пассажиры, включая нас, стали заполнять её тёплый салон.
«Следующая остановка – Нечаевская. Осторожно, двери закрываются!». И вновь плывут за окном рельсы, стрелки, провода, светофоры, ПТОЛ, заполненный разными электровозами, горловина станции, а затем 7 минут леса, окутанного туманом.
Когда в Нечаевской мы выходили из электрички, количество пассажиров на платформе, желающих попасть в Москву, поразило нас всех: столько людей, наверное, можно увидеть на станции Московского метро в час пик, а между тем в электричке всего 6 вагонов. 10 минут она стояла, а пассажиры всё заходили и заходили. Всё-таки, гадко обошлось руководство Владимирской области со своими жителями – вместо нормальной электрички работает огрызок из 4 вагонов, а это – только Нечаевская, до Черустей ещё 6 остановок, сколько ещё народа соберёт это мелкое чудо-юдо? А люди ведь оплатили проезд, и что получили? Забитую под завязку электричку. Возмутительно, конечно, но скотское отношение к пассажирам, к сожалению, дело обычное в России.
Но вот электричка уехала дальше, на Черусти. Мы немного постояли на платформе, сделали утреннюю зарядку и полюбовались грузовым поездом, который проехал вслед за электричкой. На часах было 4 часа утра. Нас ждала Мещёрская магистраль, и в частности, перегон Окатово – Гусь Хрустальный. Со станцией Окатово Нечаевская соединена съездом, увидеть на котором хоть какой-то поезд, по-видимому, приравнивается к встрече с медведем на улице Москвы, хотя накат присутствует. По этому съезду мы отправились на станцию Окатово. Вместе с нами бодрствовали местные комары, которые всё время кружились вокруг ног RZD-ER22, из-за чего он ужасно злился. Даже мне они надоели, хоть я и был в куртке: лезли в глаза, в нос и в уши. Кто из вас вдыхал комара - понимают, о чём я. Нас окружал чудесный пейзаж: среди железобетонных шпал растёт множество кусточков, различные деревья, словно стена, выстроились вдоль пути с одной стороны, а с другой на деревянных столбах развешены провода энергоснабжения. Посмотришь чуть дальше – там леса уже не видать: он скрывается в невероятно густом тумане, если вдруг поедет поезд – уповать можно только на слух. Вся эта картина сопровождается тишиной и хрустом гравия под нашими ногами, да время от времени слышны гудки ВЛ-ов и грохот товарных поездов, проезжающих по главному ходу.
Ночью поезда по этой линии не ходят, станция Окатово ещё выключена и светофоры погашены. На ночь все работники станции уезжают и выключают вообще всё, включая устройства СЦБ. На станции всего три пути, но на каждом из них, в силу какого-то чуда, есть накат. Неужели здесь проводятся какие-то манёвры? В былые времена здесь даже оборачивались локомотивы, о чём свидетельствует заброшенная смотровая канава.
Закончив осмотр станции, мы пошли в сторону Гусь Хрустального. Туман ещё не собирался рассеиваться, а наоборот, сгущался, зато начинало светлеть. Дошли до путепровода, где Мещёрская магистраль пересекается с перегоном Нечаевская – Вековка, рядом с которым пристроилась платформа 77 километр – так и не воплощённый пересадочный пункт. Здесь я развёл костёр, и мы грелись, сушили обувь и одежду, да жарили ради забавы мятные пряники – единственное, что оставалось из еды. Спустя какое-то время мы с Гошей поднялись на главный ход, чтобы встретить электричку. Было уже достаточно светло, чтобы снять её хорошо, и мы это сделали, как раз тогда, когда мимо проходили путейцы. Один из них попросил нас уйти таким тоном, что я не сразу понял, подтрунивает он, или ругается. Но, когда путеец добавил, будто бы из-за таких, как мы, поезда идут под откос, я убедился в первом варианте. Вся бригада посмеялась над хохмой, да и мы тоже, но всё равно покинули главный ход.
Спустившись под путепровод обратно на Мещерскую магистраль, мы встретили ещё одного путейца, который, по-видимому, шёл на станцию Окатово. Мы немного поговорили с ним, рассказали, что увлекаемся железнодорожным транспортом, а фотографируем поезда потому, что это своего рода рыбалка, связанная с соревнованием, кто круче всех снимет, с хвастовством друг перед другом и увлекательными историями – прямо как у рыбаков: «Во, какую я рыбу поймал». Путеец отнёсся к нам с пониманием и поведал, что на сегодня запланирован грузовой поезд после 9 часов, чему мы очень обрадовались, ибо на этой линии снять что-то, кроме пригорода, доводилось далеко не всем. Развеселённые, мы вернулись к Толяну, которому поручено было следить за костром, но с задачей он не справился – огонь погас. Я не стал разводить его снова, и мы пошли по перегону в сторону Гуся.
Туман стал настолько густым, что нельзя было увидеть соседний пикетный столбик. Беззвучие прерывалась грузовыми поездами на главном ходу, а ещё периодически вскрикивала какая-то птица, чей голос раздавался из глубины леса, словно сигнал о сборе, и звучал на фоне всеобщей тишины как-то тревожно. Гоша обернулся и обратил всеобщее внимание на огонёк, появившийся в тумане. Я сначала подумал, что это включился входной светофор, но потом вспомнил, что его давно уже не видно. Это оказался тепловоз ДМ62 с одним вагоном − рабочий поезд по нитке пригородного. Говоря проще, раньше он возил пассажиров, а сейчас возит работников железной дороги и останавливается далеко не везде. Однако, приятная неожиданность! Фотография вроде хорошая, но уж больно широкий угол я тут взял. Да и высветлить её сильнее не удалось, так как, напоминаю, моя камера не умела в RAW снимать. Кстати, все тепловозы ДМ62 на Горьковской дороге впоследствии перекрасили в пид.
После того, как проехал сюрприз, туман начал рассеиваться, и через 15 минут его почти не осталось. Но небо оказалось затянуто серой пеленой, сквозь которую солнце совсем не пробивалось. Появилась и другая напасть – целая армия слепней обрушилась на нашу кавалькаду, атаке подвергся, в большей степени, несчастный Толян со своими шортами. Слепни садились на ноги, кусали, он постоянно их смахивал, освобождая место для новых взводов. Столько слепней я не видел ни разу! К счастью, мы вскоре миновали аномально «заслепнённое» место, прошли кривую, после которой нам открылся очень длинный прямой участок с настолько близко растущими деревьями, что человек незнающий мог бы принять это не за перегон, а за подъездной путь. Здесь мы стали выбирать место для съёмки обещанного грузового. Пришлось снова разводить огонь: остановившись, мы подверглись нападению комаров.
Дымовое сражение с мерзкими насекомыми продолжалось до тех пор, пока не замаячил вдалеке прожектор – это был наш грузовой. Около 10 минут мы наблюдали, как он неспешно приближался, тихо бульякая дизелем и посвистывая. Конечно, «грузовой поезд» - слишком громкое высказывание о двойной Машке с единственным вагоном, но, принимая во внимание малодеятельность линии, можно сделать исключение. Этот местный поезд стартует во Владимире и развозит вагоны по всей ветке. Хоть она и малодеятельная, этот вывоз ходит ежедневно, и тащит гораздо больше вагонов, просто пока он доезжает до условного Окатово, почти все вагоны оседают на предыдущих станциях, например, в Гусе Хрустальном. Таким образом, до Тумы редко добираются большие составы, при том, что с Владимира уходят не менее 15 вагонов. В моей фотке мне не очень нравится, что я прилепил тепловоз к левой части кадра. Лучше бы взял слева больше деревьев, отцентрировав тепловоз. Да и снято из канавы, но тут уж ничего не поделаешь, такое место, в целом, фото вышло неплохим.
Спустя 7 минут на горизонте снова стал мерцать огонёк. Грузовой прошёл, до пригорода ещё два часа, что же это? Оказалось, просто ЧМЭ3, который должен был эти два вагона подавать на предприятие. Позже железнодорожники стали цеплять маневровый тепловоз прямо к грузовому, чтобы лишнюю солярку не жечь. При съёмке грузового и ЧМЭ3 облачность оказалась нам на руку, потому что иначе оба поезда были бы против солнца.
На часах 9.30. До пригорода ещё больше полутора часов и время идёт медленно, а из-за того, что в поезде сна было от силы часа три, мы уже давно превратились в баклажан, кабачок и огурец – овощи, словом. Вот тут облачность снова оказалась уместна: если бы не она, мы, в довершение всех бед, оказались бы зажарены палящими июльскими лучами, мгновенно выпили бы всю воду и остались в глуши лесной без еды и без воды. А в этой глуши лесной та странная птица всё ещё периодически ахает, и никаких других звуков не слыхать. Главный ход остался в шести километрах позади, но грузовые поезда всё же слышны, сбивая с толку – к нам едет, или нет? Хотя, очевидно, ждать других поездов пока не приходилось. Между тем облачность начала понемногу рассеиваться, и очень кстати, ведь до пригорода оставалось меньше часа, а снять его не по солнцу означало бы неудачу и напрасные сложности с дорогой. Так я рассуждал в 2013 году, а сейчас мне, наоборот, стали нравиться кадры, сделанные в облачную или пасмурную погоду. Во-первых, когда облачно, ты снимаешь поезда во всех направлениях, не ограничиваясь в точках, так как не надо подстраиваться под освещение и под тени. Во-вторых, облака вместо голубого неба всегда интереснее рассматривать на фотографиях. Кстати, что думаете вы по этому поводу? Поделитесь в комментариях!
И вот уже 11 утра – в третий раз огонёк на горизонте, со стороны Гуся. Это заветный пригород – зелёная Машка и три вагона, да не каких-нибудь, а в окраске ГЖД - синие с голубым. Солнце сияет вовсю. Мы разошлись по местам, чтобы не сделать одинаковые кадры. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетело облако и краем закрыло свет. Тепловоз уже в трёхстах метрах… Неужели мы не сделаем солнечного снимка, неужели напрасно не спали и выходили в Вековке, когда могли быть уже дома в уютной кровати?? Неужели всё пропало??? Но в последний момент облако ушло, и снимок был спасён какой-то парой секунд. Мы облегчённо вздохнули. А я напоминаю, что у меня была мыльница с ручными настройками Canon PowerShot SX150, которая не умеет снимать в RAW и для неё тёмный поезд и светлое небо - провал, поскольку не получится лёгким движением руки привести свет и тени в чувства.
Этот пригород курсирует и сейчас, то с Машкой, то с ЧМЭ3, как повезёт. Правда таких красивых вагонов на маршруте давно уже нет, и тепловозы почти всегда красно-серые, изредка дают зелёный ЧМЭ3.
Цель поездки была выполнена и мы отправились в Нечаевскую, снова пешком по шпалам. После шести часов, проведённых на ногах в компании мерзких комаров, этот поход, конечно, стоил нам значительных усилий, но мы справились, пройдя 6 километров всего за полтора часа. Получасовое ожидание на платформе в тени навеса… Наконец, электричка из Вековки. Снова толпа пассажиров в сторону Москвы, но не такая огромная, как утром.
До Черустей мы доехали без приключений, и пересели в московскую электричку, которая очень утомительно везла нас, постоянно застревая в пробке из грузовых поездов, а от жары спасали только её форточки, которые нормально открываются вверх, а не откидываются внутрь, как на новых поездах.
Домой я приехал в 17 часов. Было ещё светло, но я просто завалился спать и проспал до 9 часов следующего утра.
Что хотелось бы сказать напоследок? Это была одна из лучших моих поездок за поездами, ведь на чистом везении мы сняли толпу крутых поездов - и самую старую ЭР9, и 2ТЭ10В в окраске Горьковской дороги, и ВЛ60, а чего стоят ЛИАЗЫ-677 в Арзамасе! А Второй день запомнился больше всего той таинственной птицей. После поездки мне ещё несколько ночей снился мещёрский пригород, бороздящий леса Владимирской области – настолько я оказался очарован линией Владимир – Тумская.
Неприятно, конечно, что мы мало поспали, но позже, во время службы в армии я понял, что это были цветочки.
Горьковская железная дорога 2013 года получает 10 крикливых птиц в жёлто-зелёной окраске из 10 (вот это я загнул, правда?) Когда в течение двух дней ты ловишь вообще все интересные поезда, которые можешь себе вообразить, этого запаса счастья хватит ещё надолго.
С вами был Блог ЖД Фотографа! Спасибо за внимание. Надеюсь вам понравилось и вы не забыли поставить лайк.
Увидимся!
Смотрите также: