Современного охотника или рыбака сложно представить без транспорта – промышленность предлагает огромное количество автомобилей, ATV (квадриков), UTV (багги), снегоходов, гусеничных и колесных вездеходов, амфибий и т.п. Порой, даже сложно разобраться в этом огромном множестве внедорожной техники. Для охотника или рыбака (или иного пользователя внедорожного транспортного средства) очень важно понимание того, в каких условиях и как часто будет применяться вездеход. То есть, выработать собственную концепцию использования.
Одним из возможных взглядов на вездеход является машина ZUBR производства московского предприятия «ТД Вездеход». Какие же соображения были заложены в концепцию этой машины? Эта машина по своим размерам занимает промежуточное положение между ATV и небольшим джипом. ZUBR имеет размеры 3400х1560х1500 мм и внушительный клиренс в 400-470 мм. Подразумевается, что к месту проведения охоты она доставляется на прицепе. Каким бы хорошим не был современный автомобиль (пусть даже подготовленный для off-road покатушек), он всегда уступит по своим внедорожным свойствам специально разработанному внедорожному транспортному средству. Современные квадроциклы (ATV) хорошо себя зарекомендовали как средство для развлечения и спорта. Однако, у них тоже довольно много недостатков. В частности, у них довольно скромные способности по транспортировке грузов, по удобству перевозки людей, помимо водителя. Подвеска, вариатор и тормоза квадроцикла имеет относительно небольшой ресурс, особенно, при активном использовании этой техники на бездорожье. ATV не могут передвигаться по болоту, глубокому снегу, не говоря уже о воде. Гусеничные и колесные вездеходы тоже имеют ряд слабых мест: цепной привод, вариатор, дифференциальный механизм поворота, которые также имеет относительно небольшой ресурс и требуют постоянного и дорогостоящего обслуживания.
А что же ZUBR? Чем он отличается от вышеперечисленной техники? Это в полном смысле «вездеход». То есть, он может быть использован на любом типе грунта, в снегу, на болотах и даже на воде. В конструкцию ZUBRа заложены две важных технических решения. Первое –это «ломающаяся» рама. Она имеет две степени свободы- в диаметральной плоскости, а также в вертикальной плоскости – мосты могут расходиться по отношению друг к другу на угол до 30 градусов.
А использование шин низкого давления позволяет существенно повысить проходимость по слабым грунтам, по снегу, болоту, по сравнению с более тяжелой техникой на классических колесах или на гусеницах. Достаточно сказать, что удельное давление ZUBRa на грунт ниже, чем удельное давление ноги человека.
Более того, эти колеса обеспечивают запас плавучести для ее поддержания машины поверхности. Для движения по воде требуется дополнительный, небольшой подвесной мотор. Согласитесь, на такое не способен ни один квадроцикл. А функция весьма полезная- вместо того, чтобы искать брод через небольшую речку или ручей, можно спокойно его форсировать. Любителям экстремальной рыбной ловли по первому или последнему льду, вездеход может спасти жизнь, т.к. провалившись в полынью вездеход и сидящие на нем люди останутся на плаву. Не говоря уже о том, что ZUBR прекрасно себя чувствует на болотах.
Еще одним «бонусом» от использования колес низкого давления является отсутствие сложных элементов подвески. Обычная подвеска с упругими элементами на бездорожье требует постоянного и частого обслуживания, а машина с колесами низкого давления – нет.
ZUBR позволяет подойти к месту проведения охоты или рыбалки, не особо заморачиваясь относительно местности, включая и небольшие водоемы.
Кстати, помимо классической или базовой модификации ZUBR 4x4 выпускается специальная модель ZUBR Arnee (водяной буйвол), отличающаяся улучшенными возможностями для преодоления водных преград – в частности, у нее есть убирающийся винт, а форма капота улучшена, усилена гидроизоляция.
Ну, а как обстоят дела с «утилитарностью» ZUBRa? Грузоподъёмность машины весьма значительна – до 500 кг или 5 человек. Кроме этого, вездеход может буксировать прицеп до 1200 кг. Это значит, что ZUBR в состоянии увезти, например, с места отстрела трофей — нескольких лосей или кабанов.
Компоновка расположения сидений и площадки для груза оговаривается с будущим владельцем индивидуально.
Такая рама не дает вывешиваться колесам и «подстраивается» под рельеф местности, сохраняя их сцепление с поверхностью. Это, конечно, не изобретение авторов ZUBRа, а возвращение к старым «олдскульным» идеям на новом техническом уровне.
Идея шарнирно-сочлененной рамы одним из первых применил итальянский инженер Pavesi в серии тракторов и военных вездеходов начала 1920-хх гг. Уго Павеси продал свой патент фирме FIAT и та начала серийное производство артиллерийских тягачей, основанных на идеях итальянского инженера. Всего было выпущено около тысячи Pavesi P4/100 и Fiat-Pavesi LT-31.
В ZUBRe применен шарнирно-сочлененный элемент рамы от МТЗ, доработанный и усиленный в ТД «Вездеход», что и обуславливает высокую прочность и надежность всей конструкции.
Второе решение – это применение шин низкого давления большого диаметра. Давайте опять вернемся к трактору Pavesi – он тоже колесами почти полуторометровыми в диаметре колесами. Это дает возможность преодолевать значительные по высоте препятствия.
Немного поговорим и о технической части. Машина имеет привод 4х4/4х2, блокируемый передний дифференциал. Коробка передач имеет 4 скорости вперед и 3 назад, есть реверс.
Мосты ZUBRa- редукторные, приводятся в движение через кардан.
Двигателей предлагается на выбор три – HONDA GX, Briggs&Stratton Vabguard или Zongshen. Двигатели имеют воздушное охлаждение, 4-х тактные, карбюраторные. Разница только в том, что HONDA имеет один цилиндр (390 см3), а Briggs&Stratton (540 см3) и Zongshen (600см3) – два. Мощность от 14 до 23 л.с.
Машина расходует 1,5-2,5 л бензина в час – используется АИ92 или АИ 95.
ZUBR отнюдь не быстроходная машина – максимальная скорость ограничивается 35-45 км/ч.
Характеристики и цены вездехода ZUBR см. по ссылке