- Игорь Борисович, - обратился я к старпому. – Это ваш диктофон?
- Где?
- Вот этот, - указал на лежавший наверху справочников прибор.
Он был прикрыт тонкой папкой, но его выдал зеленый глазок включенного диктофона. Когда каждую ночь поднимаешься на капитанский мостик для несения ходовой вахты, то отсутствие привычных подсветок или наоборот наличие нового огонька , сразу бросается в глаза. Невольно обращаешь внимание на нарушенный порядок вещей.
- Нет, это не мой диктофон.
Старший помощник взял его в руки и выключил.
- Кто же решил скрытно подслушать наши разговоры?
- Посторонние не поднимались на мостик. Был только второй помощник
капитана. Может быть , это его вещь, - предположил Игорь Борисович.
- Скорее всего , это так, - согласился я. -Но зачем ? Ведь есть VDR – voyage data recorder. На мостике установлены несколько микрофонов, идет постоянная запись всех переговоров не только в этом помещении, но и в эфире с другими судами. Это сделано на тот случай, если произойдет авария и потребуется восстановить все команды и распоряжения. Это ясно. С этим никто не спорит. Но не могу взять в толк, зачем личный диктофон оставлять включенным на рабочем месте.
- Чтобы услышать, что скажут о том, кто его оставил.
- Если это сделал второй помощник, потребую написать заявление о списании на берег. Это мерзко, тайком слушать разговоры. Только списание!
Мой эмоциональный монолог прервало появление второго помощника.
Он подошел к радару, посмотрел на экран электронной карты, сказал что-то незначительное и через короткое время по-тихому ушел с мостика. Диктофон исчез. Сомнений не осталось - это была его вещь. В таких случаях, решать и озвучивать проблему следует немедленно.
- Позвони ему в каюту и пригласи на мостик, - сказал я старпому.
Через минуту штурман был на мостике , не стал отпираться и признался, что хотел узнать наше мнение о нем.
- У меня есть печальный личный опыт, - оправдывался он.
Он рассказал нам свою историю. После длительного рейса перебрался с вещами в квартиру своей знакомой и уже размышлял о том, что может быть , это его судьба. И не пора ли официально узаконить их отношения. Такая мысль часто посещала его в рейсе. Девушка работала в банке, имела свою небольшую квартиру в Симферополе. Говорила, что любит его и честно ждет, пока он в море. На первый взгляд все хорошо. Но какой-то червь сомнения точил его душу. Уж слишком наигранно и неестественно звучали ее слова. Он предложил отметить возвращение из рейса. Принес продукты, спиртное, фрукты. Словом, денег не пожалел на угощения.
- Можешь пригласить своих подруг, - сказал штурман. – Пусть порадуются вместе с нами.
Знакомая согласилась и в назначенный день ее квартира наполнилась веселыми голосами, тостами за здоровье моряка и, конечно, за любовь. Виновник торжества не пил, сославшись на то, что завтра утром ему надо ехать в Севастополь в отдел кадров. Девушки его уговаривали, но он наотрез отказывался. Веселье набирало обороты. В какой-то момент моряк извинился и сказал, что съездит еще за шампанским. Девушки восторженно приняли его слова и проводили до двери.
Подошел к своей машине, отъехал за угол дома и остановился. Надел наушники и стал слушать. Но не музыка звучала в них. Он слушал разговоры в квартире. Подруги наперебой завидовали хозяйке, что нашла такого лоха, который весь заработок за рейс приносит ей.
- Вот бы себе найти такого,- мечтательно вздыхали подруги.
- А если он узнает, что ты спишь с другим, - обеспокоенно интересовались подруги.
- Не узнает, - отмахивалась хозяйка. – Я верчу им, как хочу.
Застолье продолжалось. Обида и тоска заполнили душу моряка. Недолго раздумывал , как поступить. Через несколько минут уже стоял перед знакомой дверью и нажимал кнопку звонку. Дверь открыла его подруга.
- А где шампанское, - игриво спросила, увидев пустые руки.
- Я молча собрал свои вещи,- после паузы продолжил второй помощник, - вынес сумки на лестничную площадку. А затем показал на включенный диктофон с функцией передатчика. Она побледнела, подруги замолчали. Так мы и расстались.
Тягостное молчание наступило на капитанском мостике. Жалко было молодого парня, но и подслушивать нельзя.
- Еще раз увижу диктофон, - сказал я. - В первом же порту тебе приедет замена. А работаешь ты хорошо. Характеристика будет отличная. Не переживай.
- Все ясно?
Второй помощник кивнул и ушел с мостика.