Зимой и летом Василий Блаженный ходил нагим и босым. Как рассказывает житие, однажды он проходил по торгам, молодые торговки посмеялись его наготе и тут же ослепли. Услышав их мольбы о прощении, Василий подул им в глаза, и девушки прозрели. Еще житие говорит, что Василий бродяжничал постоянно, оставаясь без крова «по вся дни и нощи». На самом деле, совершать такой экстремальный подвиг ему бы не позволили тогдашние московские власти. У ночной жизни в городе были строгие правила. Довольно рано тушили освещение, закрывали лавки, все заведения и присутственные места. Наступал своего рода "комендантский час", то есть, время, когда просто так уже не побродишь. На каждой улице дежурил сторож, поэтому, как правило, юродивые ночевали на папертях храмов и монастырей.
В средневековой Москве Китай-город был очень густонаселённой местностью, где собиралось много самого разного люда - торгового, ремесленного. А для юродивого это очень важно, ему нужна аудитория, ему нужны те, к кому он будет обращаться. Именно поэтому большую часть жизни Василий провёл в Китай-городе.
Как сказано в летописи, у Василия Блаженного было временное пристанище – «на кулишках, у боярыни-вдовы Стефаниды Юрловы». На кулишках – это там, где заканчивался Китай-город и начинались болотистые низины, тогдашнее ближнее Подмосковье. Храм Всех Святых на Кулишках стоял здесь и тогда, правда выглядел совсем по-другому. И судя по всему, именно эта Всехсвятская церковь и была приходским храмом Василия Блаженного, где он появлялся чаще всего. Другим московским адресом Василия Блаженного была одна из башен Китайгородской стены, около Варварских ворот. В ней находилась так называемая «бражник тюрьма» - то есть по-нашему, вытрезвитель. Василий вообще частенько проводил время с теми, кто оказался на самом дне, - то с пьяницами, то с нищими и калеками. Таким эпатажным, как сейчас сказали бы, асоциальным, поведением блаженный бросал вызов всей системе ценностей, сложившейся в обществе.
Еще одним притягательным эпицентром тогдашней городской жизни была Троицкая – будущая Красная – площадь, и здесь, у стен Кремля, Василий тоже частенько бродил и чудил. Чаще всего Василий Блаженный бывал как раз неподалёку от того места, где впоследствии был выстроен Покровский собор, на так называемом Варварском крестце. Ведь в 16 веке это был своеобразный "информационный пункт". Именно здесь можно было узнать все городские новости, потом по-своему их истолковать, донести до людей.
Чаще всего блаженный Василий выступал возмутителем спокойствия, а то и вовсе хулиганом. К примеру, он мог зайти в храм, где все собрались на молитву и благоговейно стояли в тишине, бросить на пол скорлупу от орехов, а потом идти по ней и давить её с оглушительным хрустом. Василий осознанно выходил из берегов и переходил на личности, как говорят сейчас, "троллил" всех подряд. При этом невзначай открывал чьи-то тайные помышления и обличал грехи.
Как рассказывает житие, однажды боярин подарил Василию Блаженному шубу. А мошенники решили его обмануть, выманить эту шубу. Один притворился мёртвым, а другие пришли к Василию и попросили пожертвовать им шубу на погребение, чтобы накрыть ей товарища. Василий Блаженный накрыл того шубой и сказал: «По словам вашим будет». И тогда товарищ умер уже по-настоящему.
Из моей книги "День Ангела. Рассказы о святых":
https://www.labirint.ru/books/785091/
книга с автографом автора:
https://book24.ru/product/den-angela-rasskazy-o-svyatykh-s-avtografom-5954161/
подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii