Найти тему
Дневник М и Ко

Случай на экзамене по истории

Иван Лукич не волновался. До обеда принять экзамен - а дальше на мотоцикл и на рыбалку. Экзамен по истории в девятом классе. Все сдадут.

Учитель истории прекрасно знал, что сдадут все, так как не первый год принимает экзамен. В его голове уже были другие мысли - июнь, тепло, озеро, рыба. Много рыбы.

Экзамен проходил как обычно - как в 1976 году, как в 1987 году, как в прошлом 1998 году. Все, кто хорошо учился, запросто рассказывали выпавший вопрос. Те, кто учился похуже - с трудом, но могли кое-что рассказать на заданную тему.

Еще полчаса и последний ученик отсдается. Иван Лукич уже представлял, как он закидывает удочку, как смахивает прилипшего паута, как слушает пение кукушки, как наблюдает за трепыханиями поплавка.

- Ну, давай, Иван Жеглов. Твой выход, - сказал Иван Лукич.

Ванька Жеглов - обычный троечник, который учился на два. Но учителя ставили ему по доброте душевной тройку, так как семья у Ваньки большая, мать одна тянет пятерых детей и мужа-тракториста, которому в совхозе не платили зарплату уже второй год.

- Чего там у тебя, Иван?

Ванька протянул билет и вздохнул.

- Так, значит, реформы Петра Первого. Хороший вопрос. Даже отличный. Готов?

- Готов, - сказал Ванька и снова вздохнул.

В кабинете повисла тишина. Между стекол билась муха. У Ивана Лукича перед глазами висела пойманная щука.

- Продолжай, - сказал Иван Лукич.

Два учителя из комиссии засмеялись.

- Ваня, начинай давай, - подтолкнула ученика завуч.

Ванька снова вздохнул, но начал отвечать.

- Петр Первый был. При нем было хорошо. Так. Он научил крестьян курить, выращивать картошку и брить бороды.

- Хорошо, - кивнул Иван Лукич. - Продолжай также уверенно.

Ванька замолчал.

Опять повисла тишина.

- Вспомнил! - обрадовался Ванька. - Он город Санкт-Петербург основал.

- А в каком году? - спросила завуч.

- В одна тысяча пятьсот двадцать четвертом, - сказал наугад Ванька.

- Хорошо, - неожиданно согласился учитель истории. - А может быть еще подумаешь?

- В одна тысяча шестьсот девяносто втором, - предложил еще один вариант Ванька.

- Уже близко. Расскажи лучше про военную реформу.

- Военная? Ну, была реформа. Он ее сделал, чтобы стало лучше всем.

- А стало лучше?

- Конечно. Он же умный был. Всех победил.

- Это понятно. Что ты можешь рассказать про создание коллегий?

- Коллегий? Петр создал коллегии. Правильно?

- Правильно. А можно поподробнее.

- А чего там подробнее? Он решил, что так будет лучше. Создал эти самые коллегии. Может хватит уже на тройку?

- А зачем тебе тройка, может мы тебе четыре поставить хотим, - пошутил Иван Лукич.

- Да не, - отмахнулся Ванька. - Я же чувствую, что хорошо отвечаю, но недостаточно, чтобы мне можно было четыре поставить.

- Не торопись. У тебя еще один вопрос в билете. Что там? Отмена крепостного права.

- Ну, это я легко, - улыбнулся Ванька. - Крестьяне, значит, были крепостные, а царь сделал их свободными.

- Всех?

- Всех. Можно идти?

- Погодь, - остановил его Иван Лукич. Щука ушла в глубину, чтобы дождаться, когда Иван Лукич примет экзамен у Ваньки. - Какой царь? В каком году?

Ванька задумался.

- Царь Николай.

- Нет.

- Тогда Александр.

- Правильно. А по отчеству?

- Петрович.

- Ваня, давай гадать не будем, - строго сказала завуч. - В каком году состоялась отмена крепостного права?

- В одна тысяча восемьсот ..., - сказал Ванька и посмотрел на учителя истории.

- Шестьдесят, - подсказал Иван Лукич.

- Первом.

- Верно! - обрадовался Иван Лукич. - Вижу, что готов. Ладно, иди давай. Сейчас мы посовещаемся и объявим вам оценки.

Ванька захлопнул дверь.

После десятиминутного совещания были распределены пятерки, четверки и тройки.

- А я бы не стала ставить Ване тройку, - неожиданно поставила проблему завуч. - Это же детский лепет.

Щука пошла в глубину. За щукой собрались идти окуни.

- Да давайте порадуем парня! - улыбнулся Иван Лукич. - Видно же, что читал. Может быть даже учил. Неужели он у вас на русском языке делает меньше десяти ошибок в тексте.

Завуч покраснела.

- Мне не понравился его ответ. Но уж если вы ручаетесь за него, как учитель истории, то пусть будет тройка.

Уже через пару минут школьники радовались оценкам, а Иван Лукич собирал свой портфель, чтобы побыстрее добежать до дома, перекусить, взять снасти и рвануть, наконец, на заветный омуток, где его уже с утра ждали щуки, окуни, чебаки и даже один налим.

***

А через каких-то двадцать лет некто Иван Петрович Жеглов смачно писал гневный комментарий какому-то "школьнику" в Интернете, называя оппонента "поколением ЕГЭ", которое не отличает Сталина от Джугашвили.

(из воспоминаний кота Йоши Бржинского).