Найти тему
Петр Власов

Асы 2МВ. «Невезучий везунчик» Балтики

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Герой Советского Союза Игорь Александрович Каберов (1917-1995) - один из лучших асов авиации Балтийского флота, уничтоживший за 2 года участия в боях 29 вражеских самолетов. Однако известность ему принесли не только победы, но и «невезучее везение» - летчик часто попадал в необычные опасные ситуации, грозившие ему смертью, однако всегда умудрялся остаться в живых...

Окончивший семилетнюю школу Игорь Каберов во время учебы ФЗУ одновременно занимался и в аэроклубе; причем так успешно, что стал инструктором и воспитал 12 курсантов. Это и определило его дальнейшую судьбу. В 1938 г Каберов поступил в школу военных летчиков, и в январе 1941 получил диплом истребителя. Направленный для прохождения службы на Балтику, лейтенант Каберов встретил начало Великой Отечественной войны пилотом истребителя И-16 в 5-м ИАП (5-й истребительный авиаполк) ВВС КБФ (авиация Краснознаменного Балтфлота).

Вскоре молодой лейтенант принял боевое крещение: встретив во время патрульного полета разведчик Ju-88, шедший на 8-км высоте, Игорь погнался за ним. Однако из-за отсутствия кислородной маски Каберов на высоте 6 км потерял сознание и свалился в неуправляемое пике; он чудом избежал гибели, очнувшись и выйдя из пике уже у самой земли... Вскоре Каберову вновь пришлось оказаться в неприятной ситуации. На сопровождение транспортника Ли-2 с командующим авиацией Балтфлота генералом Самохиным на борту, Игорю пришлось отправиться на истребителе комэска, который (как оказалось) имел нестандартную переделку рычага сброса подвесных топливных баков. Встретившись с истребителями противника, Каберов попытался сбросить баки, но не обнаружил рычага на положенном ему месте. Пришлось вступать в бой на перетяжеленной машине, которая могла взорваться от одного удачного попадания пули! В бою его самолет получил повреждения, но Каберов сумел долететь до своего аэродрома, где комэск запоздало показал ему, куда была переставлена ручка сброса...

Первую воздушную победу Игорь Каберов одержал 4 августа 1941 г: благодаря своей внимательности он вовремя обнаружил, развернулся и сбил Мессершмитт, подкрадывавшийся сзади к его группе. 10 августа у села Большие Пруды лейтенант Каберов таранил вражеский бомбардировщик Ju-88; свой повреждённый самолёт летчик благополучно посадил в поле. А в конце августа 5-й ИАП первым на Ленинградском фронте получил новые истребители ЛаГГ-3; пересел с устаревшего «Ишачка» на новую машину и Игорь Каберов.

10 сентября Каберов совершил подвиг: в ожесточенной круговерти воздушной схватки спас командира эскадрильи, прикрыв его своим самолетом от вражеской очереди. ЛаГГ Игоря получил серьезные повреждения, однако Каберов и на подбитой машине продолжал драться до самого окончания боя. А затем, сменив поврежденный истребитель на другой, Игорь вновь поднялся в небо. В тот день он выполнил 7 боевых вылетов, один из которых едва не закончился гибелью. Измотанный боевой работой механик плохо застегнул капот мотора, и в момент выхода в атаку на приближавшиеся к аэродрому 5-го ИАП немецкие самолеты капот ЛаГГа Каберова открылся, перекрыв ему весь обзор! Ситуация получилась – хуже некуда: в воздухе только 2 советских истребителя, один из которых «ослеп» и плохо управляется из-за «парусящего» капота. Помочь им некому – на аэродроме остались лишь поврежденные машины; а пятерка вражеских самолетов уже вышла в атаку…

Игорь почти вслепую спешно повел непослушный истребитель на посадку; его товарищ Мясников, прикрывая отход, связал боем Мессершмиттов... Не видя ничего перед собой, Каберов чудом посадил «козлящий» ЛаГГ на полосу, прокатившись по взлетке под углом к старту и едва не врезавшись в ремонтирующиеся самолеты. При этом во время посадки он подвергается атаке пары прорвавшихся «Мессов», за которыми гнался Мясников, преследуемый - в свою очередь - третьим «худым». Первый «Мессер» позорно промахнулся по машине Игоря, второй не успел выстрелить - задергался и задымил от попаданий Мясникова, и поспешно потянул в сторону от аэродрома. Каберов, сидя в кабине, по радио предупредил товарища о немце на хвосте, и Мясников резким разворотом вышел «Мессу» в лоб. Немец не принял лобовой и поспешно ушел вверх…

Истребитель ЛаГГ-3 в бою
Истребитель ЛаГГ-3 в бою

16 сентября Игорь вновь пережил «приключение». В тот день он вылетел на прикрытие подвергшегося налету линкора «Марат» на чужом ЛаГГе, только-только вышедшем из ремонта. Но на подходе к линкору у плохо отремонтированного истребителя Каберова сорвалась с замка и повисла левая стойка шасси. Игорь получил от командира приказ на посадку, но не бросил товарищей, вступивших в бой. Выпавшая «нога» тормозила полет и постепенно разворачивала машину боком; тем не менее, Каберов ввалился в начавшуюся над «Маратом» круговерть и атаковал Ju-87. Сделав поправку на снос из-за торчащей стойки, Игорь открыл огонь; Юнкерс уронил бомбу мимо цели, вспыхнул и врезался в берег. Выпавшая стойка шасси на ЛаГГе Каберова привлекала повышенное внимание и своих и чужих: немцы усиленно атаковали его самолет, а товарищи старались прикрыть «хромоногого» огнем. Всего в том бою немцы потеряли 4 Ju-87 и 1 Bf-109, добившись только 2-х попаданий в «Марат»; советские летчики из 6 машин не потеряли ни одной (был только поврежден один ЛаГГ).

21 сентября Каберов вновь едва не погиб. В ходе очередной воздушной схватки над Кронштадтом выше дерущихся истребителей прошли 60 Ju-88 и с горизонтального полета сбросили на советскую базу большое количество бомб. Бомбы пошли прямо на истребители. Увидев их, Игорь торопливо метнулся в сторону; но тут одна из бомб попала в летевший рядом Мессершмитт! Немца разнесло в атомы, ударной волной ЛаГГ Каберова перевернуло на спину, и он с огромным трудом удержал управление самолетом, чудом не упав на землю...

2 ноября Каберов, патрулируя над караваном судов, эвакуирующих гарнизон полуострова Ханко, обнаружил странный советский бомбардировщик СБ. Тот летел с выпущенными шасси и без истребительного прикрытия. Зная, что во избежание напрасных потерь устаревшим СБ запрещено летать днем, заподозривший неладное Каберов сблизился с бомбардировщиком, и разглядел на его крыльях финские опознавательные знаки. Каберов тут же атаковал вражеского разведчика, и в сложных условиях туманной завесы сбил его; горящий СБ рухнул на камни острова Сомерс. Но не успел Игорь приземлиться на своем аэродроме, как был арестован НКВД - за уничтожение советского самолета! Целую ночь летчик просидел за решеткой, пока с острова Сомерс не сообщили, что на разбившемся СБ чужие опознавательные знаки и не русский экипаж (стрелок остался жив, и его уже допрашивали). Только тогда Каберов был освобожден из-под ареста. А через четыре дня Игорь получил свою первую боевую награду - орден Красного Знамени…

В конце января 1942 г Игорь вновь выжил буквально чудом. Очередью Мессершмитта на его ЛаГГе был разбит мотор; Каберов на планировании пошел на вынужденную посадку прямо над лесом. Мало того, что Игорь не знал, куда сесть – на бреющем его ЛаГГ зацепился хвостом за незамеченную Каберовым высоковольтную линию и рассыпался на куски. Удивительно, но Игорь остался жив и невредим (на его счастье в проводах не было электротока, иначе бы летчик просто сгорел)!

В мае 1942 его 3-й гвардейский полк (3-й ГИАП - так стал именоваться 5-й ИАП после получения гвардейского звания) получил на вооружение британские истребители «Харрикейн». Этот иноземный самолет имел непривычный для советских летчиков вид, что иногда помогало обмануть врага. Так, летом 1942 г группа Каберова пошла на хитрость: атакуя строй пикировщиков Ju-87, летчики дружно выпустили шасси. При этом их истребители стали настолько похожи на «Лаптежников», что ни пилоты Мессершмиттов прикрытия, ни бортстрелки пикировщиков не стали по ним стрелять, приняв за своих. Советские летчики получили возможность тщательно прицелиться и в упор открыть огонь по врагу. В одно мгновение на землю рухнули 6 «Лаптежников», один из которых был сбит Каберовым! Но в другой раз из-за необычного силуэта «Харитоши» Игоря чуть не убили свои же. В тот день пара Мясников - Каберов дралась с шестеркой «Мессов»; им на помощь из Ленинграда были посланы 6 армейских Яков. Немцы, завидев подкрепление, бежали; а Яки, увидев незнакомые машины, с ходу обстреляли «Харрикейнов». Мясников был мгновенно сбит; Игорь пытался по радио связаться с пилотами Яков, но у армейских истребителей рации были настроены на другую волну, и они вновь атаковали Каберова. Спасаясь, тот бросил машину в штопор на критически малой высоте, чудом сумел выхватить ее из падения над самой землей и с пустыми баками добрался до своего аэродрома. Не успел Игорь зайти на посадку, как двигатель заглох - пришлось садиться на планировании...

Британский истребитель «Харрикейн» из-за силуэта можно было спутать с немецким пикировщиком Ju.87
Британский истребитель «Харрикейн» из-за силуэта можно было спутать с немецким пикировщиком Ju.87

В октябре 1942 Игорь Каберов стал командиром эскадрильи и получил второй орден Красного Знамени. Тогда же он вновь стал летать на ЛаГГ-3, предпочитая его «Харрикейну». Во время прорыва блокады Ленинграда активно участвовавший в воздушных боях Игорь Каберов впервые встретился с новым германским истребителем FW-190. 18 января 1943 г Каберову пришлось в одиночку драться против четверки Фокке-Вульфов; 15-минутный бой против превосходящего и численно, и технически врага закончился вничью: Игорю не удалось сбить ни одного немца, но и себя сбить он не дал…

А следующий вылет в этот день принес ему новое «приключение»: над Колпино Каберов четверкой ЛаГГов атаковал 8 Ju-88 и 8 Bf-109; очередью в упор Игорь сбил Юнкерса, но и стрелок горящего бомбардировщика изрешетил мотор его машины. Пули сорвали капот, мотор задымил, наполнив кабину гарью; Каберов пошел вверх и тут мимо него пронесся «Месс». Игорь почти вслепую открыл огонь ему вдогонку и сбил немца, несмотря на то, что дым разъедал летчику глаза! С барахлящим мотором Каберов повернул в сторону своего аэродрома, но в 10 км от него двигатель заглох. Тем не менее, Каберов на уже безжизненной машине дотянул до взлетной полосы и спланировал на нее. А так как без двигателя на ЛаГГе невозможно было выпустить шасси, ему пришлось садиться на брюхо, погнув о землю лопасти винта…

ЛаГГ-3 Игоря Каберова, на котором он сражался зимой 1942-1943 гг.
ЛаГГ-3 Игоря Каберова, на котором он сражался зимой 1942-1943 гг.

В апреле 1943 г Каберов довел свой счет до 29 побед; последней его жертвой стал германский разведчик Не-126 по прозвищу «Костыль», рухнувший после точной очереди Игоря в болото. На этом участие летчика в войне закончилось: после присвоения ему звания Героя Советского Союза капитана Каберова назначили инспектором Ейского авиационного училища. В 1944 г Игорь поступил на высшие офицерские курсы, а затем был направлен служить на Дальний Восток, где ему пришлось в 1945 г принять участие в войне против Японии. Его авиачасть обеспечивала воздушное прикрытие главной базы Тихоокеанского флота – Владивостока, и поддерживала высадку в тылах японцев морских десантов. После войны Каберов учился в Академии ВВС, а затем в звании полковника руководил авиаполком реактивных истребителей. Демобилизовался в 1960 г с должности заместителя командира дивизии, и пошел работать… слесарем-сборщиком на телевизионный завод. Но затем Игорю Александровичу предложили работу, связанную с авиацией, и Каберов стал начальником Новгородского аэропорта. Впоследствии написал книгу мемуаров «В прицеле – свастика», по которой и составлена данная статья.

Так выглядел ЛаГГ-3 Игоря Каберова весной 1943 г, когда он одерживал свои последние победы
Так выглядел ЛаГГ-3 Игоря Каберова весной 1943 г, когда он одерживал свои последние победы

Общий счет побед Игоря Александровича Каберова за войну составил 29 сбитых вражеских самолетов. В своих мемуарах Игорь Александрович не делает различия между личными и групповыми победами; и это характерно для всех летчиков советской морской авиации, которые выше ценили общую победу над врагом. Тем не менее, в советской системе подсчета побед принято делить их на личные и групповые. И вот в этом делении возникает неясность. В разных источниках указываются разные цифры: от 8 личных + 21 групповых до 10 личных + 19 групповых побед. Автор же этой статьи, опираясь на мемуары И.А. Каберова, сделал собственный подсчет, исходя из описания боев, данных Игорем Александровичем. По этим подсчетам из 29 воздушных побед И.А. Каберова личными являются 18 (1 Ju-86, 2 Ju-87, 5 Ju-88, 1 He-126, 1 «Капрони», 6 Bf-109, 1 Bf-110, 1 FW-190), а групповыми - 11 (1 He-126, 1 Ju-87, 1 СБ, 1 «Капрони», 1 Фоккер-21, 4 Bf-109, 2 Bf-110). Косвенным подтверждением вероятности именно такого подсчета может служить правило награждения летчиков: в СССР в 1943 г было принято присваивать звание Героя Советского Союза истребителям, имевшим не менее 15 личных побед…

Другие статьи канала по теме "Асы 2МВ":

Асы 2МВ. Советский «Тигр, напугавший Геббельса»

Асы 2МВ: главный «раздолбай» Люфтваффе

Асы 2МВ: крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

"Гроза фашистов" - М.Д. Баранов

Асы 2МВ: Дэвид Мак Кемпбелл – 9 побед в одном бою!

2МВ: Тройка лучших асов Великобритании

«Самый страшный немецкий ас» советско-германского фронта - по мнению советских журналистов

Загадочная «кругосветка» немецкого аса

И вновь «Уалдкэт»: асы «Диких котов»

Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.

Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков

«Новозеландская кошка с девятью жизнями»

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков

Лучшие асы Битвы за Англию

Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.

Хартман или Кожедуб – чей ас был «круче»?

«Чертова дюжина» Василия Голубева

Первые воздушные асы 2-й мировой войны

Какое оружие использовал на войне летчик Василий Сталин

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.