Теперь у Правительства РФ есть право передать часть предоставляемых госуслуг в коммерческие и некоммерческие организации. Соответствующие изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» вступили в силу в конце декабря прошлого года.
В ч. 1.2 ст. 7 сказано, что Правительство РФ вправе определить перечень государственных услуг, которые могут быть предоставлены при обращении заявителей в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности).
1.2. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, которые могут быть предоставлены при обращении заявителей в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также случаи и порядок такого обращения. Указанным порядком также определяются требования к коммерческим и некоммерческим организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления государственных услуг (в том числе дополнительные требования к защите персональных данных и иной информации), условия предоставления таких услуг и критерии отбора указанных организаций.
В частях 1.3, 1.4 ст. 7 сказано, что порядок обращения за организацией предоставления услуг на уровне субъектов РФ или муниципалитетов устанавливается соответственно исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
1.3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе с учетом положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных частью 1.2 настоящей статьи, установить в отношении государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами на территории субъекта Российской Федерации, случаи и порядок обращения за организацией предоставления таких услуг в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также требования к организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления государственных услуг (в том числе дополнительные требования к защите персональных данных и иной информации), и критерии отбора указанных организаций.
1.4. Перечень муниципальных услуг, случаи и порядок обращения за организацией предоставления таких услуг в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также требования к организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления муниципальных услуг (в том числе дополнительные требования к защите персональных данных и иной информации), и критерии отбора указанных организаций определяются органами местного самоуправления с учетом требований, установленных в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи.
В частях 1.5-1.7 ст. 7 устанавливаются требования к коммерческим и некоммерческим организациям, участвующим в организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
На данный момент информации о передаче полномочий по управлению порталом «Госуслуг» каким-то негосударственным организациям не было. Но государство готово передать осуществление части деятельности в частный сектор при наличии у представителей должной инфраструктуры.
Пока ещё не совсем ясно как это может быть организовано. Возможно часть полномочий будет полностью передана в частные руки так называемого «оператора госуслуг», представлять которого будет компания с госучастием. Или будет создан рынок сервисов, когда «операторов госуслуг» будет несколько, это будут крупные игроки, и они будут конкурировать между собой, что позволит потребителю услуги выбирать, к кому обратиться.
С чем связаны подобные изменения?
Скорее всего на это влияет рост числа пользователей портала «Госуслуги». В настоящий момент аудитория портала составляет 77,5 млн. взрослого населения и 2020 год показал прирост на 12 млн. пользователей, на что повлияла пандемия. Об этом сообщил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев в ходе расширенного заседания Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, которое прошло 15 апреля 2021 г. Он добавил, что этого роста удалось добиться и за счёт того, что серьёзным образом упрощена процедура открытия и подтверждения учётных записей портала госуслуг через мобильные банковские приложения.
Какие возможны недостатки при взаимодействии заявителей с коммерческими и некоммерческими организациями?
Во-первых, вызывает опасение сам факт передачи персональных данных пользователей портала сторонним организациям, несмотря на то, что они будут аккредитованы.
Во-вторых, появление «операторов госуслуг» будет способствовать большему развитию работы интернет-мошенников, с которыми правоохранители и так справляются не лучшим образом.