Найти тему
Russos

Как я управлял Тополем. Без ракеты, конечно

Как-то при приглашении пресс-клуба Министерства Обороны я посетил войсковую часть № 14264. Она же 41-й ракетный полк в составе 7-ой гвардейской ракетной Режицкой Краснознамённой дивизии  — соединение в составе 27-й гвардейской ракетной армии ракетных войск стратегического назначения, расположенной в ЗАТО «Озерный» Бологовском районе Тверской области России.

Отношения с ЗАТО «Озерным» у меня не сложились ещё давно, когда в одной из экспедиций мы смогли въехать внутрь городка с тыла (солдатик на КПП нас пропустил), но не смогли выехать из парадного входа. Офицер сказал, что сдаст нас милиции, ФСБ, ФСО и генералу. И посоветовал убираться из ЗАТО тем способом, как мы попали. Мы воспользовались советом и уехали через КПП в тылу.

Посмотреть сами Тополя, к сожалению, не удалось — они пришли с учений и находились в своих жутко секретных ангарах на обслуживании. В этот ангар посторонним заходить нельзя, снимать тем более. Так что я посмотрел в другом, менее секретном гараже, машины обеспечения и связи. Ну и увидел показушный быт в казарме.

Зато у меня была возможность по управлять семиосным колёсным тягачом МАЗ-7917, который и возит Тополя. Правда у этого учебного изделия вместо ракеты была бочка с водой. Зато большая. Но об этом ниже.

А сначала небольшая цитата из книга Б. Е. Чертока «Ракеты и люди. Книга 1»:

В этой связи вспоминается высказывание одного из боевых генералов, который был приглашен на полигон для знакомства с ракетной техникой. После скромного банкета, организованного в спецпоезде по случаю окончания испытаний первой серии, слегка подвыпив традиционного у нас «голубого Дуная», т.е. подкрашенного марганцовкой ракетного топлива, он доверительно, чтобы не услышали сидевшие невдалеке маршалы, обращаясь ко мне, Пилюгину и Кузнецову, сказал: «Что вы делаете? Заливаете в ракету более четырех тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет с хода. А ракета ваша в этот город даже не попадет! Кому же это нужно?».

Мы, конечно, начали оправдываться и доказывать, что первые самолеты тоже были несовершенны. Но он оказался не таким простаком и сразил нас простым доводом: «Немцы изготовили и выпустили тысячи ракет. А кто это почувствовал? Я в Берлине встречался и с англичанами, и с американцами. Они прямо говорили, что им от ракет особого урона не было. Так, только на моральное состояние давили. А войска вообще понятия не имели, что у немцев есть такое секретное оружие. А вот если бы немцы вместо тысячи «Фау» бросили на фронт тысячу танков или самолетов! Вот это мы бы еще как почувствовали!»

Этот пуск состоялся в далеком 1948 году. А 21 июня 1956 на вооружение была принята ракета Р-5М — первая советская ракета с ядерным боевым зарядом. Тогда у этого комплекса были весьма скромные характеристики: она могла забросить 1350 килограмм на дальность 1200 км. Первая же Р-1, о который была цитата,  была совсем карманным вариантом. Она могла доставить одну тонну на дальность 270 километров.

Но с этих маленьких побед начиналась история наших ракетных войск и мирного космоса. Теперь на Союзах (бывшая баллистическая ракета Р-7) летают космонавты в МКС, а версия «Восток» вывела первого человека в космос. А современный комплекс Тополь может забросить, правда, ту же тонну живого веса, что составляет 0,55 мегатонн на дальность 10 000 километров. А Тополь-М уже на 11 000 километров. Большие достижения и рекорды начинаются с малого.

1. Огороженная и усиленно охраняемая  территория, где находятся Тополя и машины обслуживания. Забор под  напряжением, караул, периметр, все дела и как положено. Называется это  «Сетка-100».
1. Огороженная и усиленно охраняемая территория, где находятся Тополя и машины обслуживания. Забор под напряжением, караул, периметр, все дела и как положено. Называется это «Сетка-100».
2. Вообще там, конечно, все серьезно.
2. Вообще там, конечно, все серьезно.
3. Караулка. Сверху — огневая точка.
3. Караулка. Сверху — огневая точка.
4. Секретные ангары для  обслуживания Тополей. Сам запуск может производиться как с любой точки  по маршруту, так из ангара. Для этого крыша на нем сделана раздвижной.
4. Секретные ангары для обслуживания Тополей. Сам запуск может производиться как с любой точки по маршруту, так из ангара. Для этого крыша на нем сделана раздвижной.
5. Машины обеспечения.
5. Машины обеспечения.
6. Чуть менее секретные. Поэтому их можно  было снимать снаружи и внутри. Не все, конечно. МОБД (машина обеспечения боевого дежурства) на базе МАЗ-543М.   Предназначен для обеспечения электороэнергией пусковой установки  в поле  и собственных нужд, а также для размещения личного состава. Состоит из  двух несвязанных между собой отсеков. В первом (вход справа)  расположены  два дизель-генератора по 50 кВт каждый. От него видны два  выхлопных рукава, тянущихся на крышу. За ним топливный бак и далее бытовой отсек.
6. Чуть менее секретные. Поэтому их можно было снимать снаружи и внутри. Не все, конечно. МОБД (машина обеспечения боевого дежурства) на базе МАЗ-543М.  Предназначен для обеспечения электороэнергией пусковой установки  в поле и собственных нужд, а также для размещения личного состава. Состоит из двух несвязанных между собой отсеков. В первом (вход справа) расположены  два дизель-генератора по 50 кВт каждый. От него видны два выхлопных рукава, тянущихся на крышу. За ним топливный бак и далее бытовой отсек.
7. Столовая.
7. Столовая.
8. Кухня.
8. Кухня.
9. Купе.
9. Купе.
10. Огневая точка для обороны.  Выставляется сектор обстрела (чтобы по своим не стрелять), и можно  отстреливать всех диверсантов.
10. Огневая точка для обороны. Выставляется сектор обстрела (чтобы по своим не стрелять), и можно отстреливать всех диверсантов.
11. Секретные разъемы на машине связи.
11. Секретные разъемы на машине связи.
12. Сама машина (на базе МАЗ-543А) настолько секретная, что смотреть снаружи на неё нельзя.
12. Сама машина (на базе МАЗ-543А) настолько секретная, что смотреть снаружи на неё нельзя.
13. Секретная задница секретной машины связи.
13. Секретная задница секретной машины связи.
14. Покидаю периметр.
14. Покидаю периметр.
15. Казарма.
15. Казарма.
16. Тут я увидел обычную показуху. В комнате досуга девять солдат в  течение получаса, пока я там был, читали одну и ту же страницу. Да,  вот случайно всем сразу захотелось почитать. Неудобно перед ними, что мой приезд добавил столько геморроя в их и так непростую солдатскую  жизнь. Как там, стойко переносить все тяготы и лишения...
16. Тут я увидел обычную показуху. В комнате досуга девять солдат в течение получаса, пока я там был, читали одну и ту же страницу. Да, вот случайно всем сразу захотелось почитать. Неудобно перед ними, что мой приезд добавил столько геморроя в их и так непростую солдатскую жизнь. Как там, стойко переносить все тяготы и лишения...
17. В качестве десерта можно было порулить вот этим монстром. Тягач МАЗ-7917. В качестве боевой нагрузки — 28-тонная бочка с водой.
17. В качестве десерта можно было порулить вот этим монстром. Тягач МАЗ-7917. В качестве боевой нагрузки — 28-тонная бочка с водой.
18. Используется как учебная единица для механиков, как машина разведки и как эвакуатор на марше.
18. Используется как учебная единица для механиков, как машина разведки и как эвакуатор на марше.
19. Я не помню должность этого человека,  но он пытался мне объяснить, зачем нужна эта машина и чего она может. На  большинство интересных вопросов он ответить не мог по причине  секретности. В итоге кто-то из сопровождающих меня офицеров сказал, чтобы я не задавал глупых вопросов и посмотрел все сам в интернете. :)
19. Я не помню должность этого человека, но он пытался мне объяснить, зачем нужна эта машина и чего она может. На большинство интересных вопросов он ответить не мог по причине секретности. В итоге кто-то из сопровождающих меня офицеров сказал, чтобы я не задавал глупых вопросов и посмотрел все сам в интернете. :)
20. Какой-то прибор связи в правой кабине.
20. Какой-то прибор связи в правой кабине.
21. В одну сторону я ехал пассажиров в правой, командирской, кабине.
21. В одну сторону я ехал пассажиров в правой, командирской, кабине.
22. Водителю в левой кабине видно только левый борт. О том, что происходит с правой стороны, ему говорит по  шлемофонной связи командир пусковой установки.
22. Водителю в левой кабине видно только левый борт. О том, что происходит с правой стороны, ему говорит по шлемофонной связи командир пусковой установки.
23. Зато нет проблем с разворотом.
23. Зато нет проблем с разворотом.
24. Пригодна любая ровная площадка. А что там: целина или болото — значения не имеет.
24. Пригодна любая ровная площадка. А что там: целина или болото — значения не имеет.
25. Коробка у него полуавтоматическая.  Для выбора направления движения есть тумблер «вперед-нейтраль-назад».  Правая нога — на педали газа, левая — на педали тормоза. Это было  чуть-чуть непривычно. Но какие ощущения от вождения этого монстра! Это не передать словами!
25. Коробка у него полуавтоматическая. Для выбора направления движения есть тумблер «вперед-нейтраль-назад». Правая нога — на педали газа, левая — на педали тормоза. Это было чуть-чуть непривычно. Но какие ощущения от вождения этого монстра! Это не передать словами!
26. Тягач и ЗИЛ-130.
26. Тягач и ЗИЛ-130.
27. В общем, если после массированного ответного ядерного удара у вероятного противника что-то останется целым, то  приедет эта штука (кстати, она жрет 200 литров солярки в час) и выльет  на голову этого самого супостата 28 тонн воды.
27. В общем, если после массированного ответного ядерного удара у вероятного противника что-то останется целым, то приедет эта штука (кстати, она жрет 200 литров солярки в час) и выльет на голову этого самого супостата 28 тонн воды.

С праздником Победы, друзья!