Найти тему
Ариаднина нить | Книги

Моя Дзен-философия. Как и зачем я веду канал на Дзене

Оглавление
Фото с сайта pexels.com
Фото с сайта pexels.com

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Недавно опубликовала пост «Моя книжная философия» и задумалась: а ведь у меня есть и некнижные принципы, которые прямо влияют и будут влиять на этот канал. Надо рассказать и о них.

Для тех, кто заглянул впервые (подозреваю, что многие читатели придут из общей ленты, поскольку ведение Дзен-канала – сама по себе тема востребованная, и здесь могут оказаться читатели, ничего обо мне не знающие), скажу о себе несколько слов. Меня зовут Анастасия, мне 33 года. По образованию филолог. Профессионально занимаюсь лингвистической экспертизой, веду посвящённый этой теме специальный блог «ЛингЭксперт». Кроме того, работаю в маленькой местной газете своего города шеф-редактором.

Этот канал «Ариаднина нить» посвящён книгам и литературе. Веду его с 1 марта 2021 года. Но, несмотря на молодость канала, определённая Дзен-философия у меня выкристаллизовалась. Позвольте рассказать о ней.

Для чего я завела канал и зачем продолжаю

Отношение к Дзену у меня долгое время было настороженным. Хотелось попробовать себя именно в книжной теме, да и перспектива делать то, что нравится (читать книги и писать об этом), зарабатывая на этом, манила. Но отпугивала перспектива стать привязанной к блогу: стать рабыней системы, когда нужно постоянно подогревать интерес и угождать желаниям читателей. А ещё отпугивала извне навязанная мысль: мол, блог – это несерьёзно, для зелёных подростков, которым некуда девать время.

Этот канал я завела летом 2020-го года и первоначально хотела посвятить лингвистической экспертизе. Написала примерно 10 статей, но читательского интереса к этой теме не было. И я забросила площадку на целый год. Вернулась, как уже говорила, в марте 2021-го. Просто стали всё чаще посещать мысли о книжном блоге, и в конце февраля пришло ощущение, что если я не начну, то толку не будет уже никогда. Решила попробовать, «перезагрузившись» только на книжный канал. Старые статьи удалила.

По большому счёту, я завела канал потому, что, в полном соответствии с диалектикой, количество знаний о литературе перешло наконец в качество осмысления. Назрела необходимость наконец это всё транслировать вовне, а не просто накапливать. Кроме того, стало очевидно: книги я покупала и покупать буду и дальше. Это моя отдушина и потребность (ради которой, кстати, отказалась от многого другого). Так что есть что показать визуально и есть за счёт чего оттачивать читательский опыт. Почему бы не попробовать извлечь из любви к чтению ещё и материальную пользу?

Мне нравится именно писать, а не снимать видео или обрабатывать фото, но ни одна другая площадка, кроме Дзена, сегодня не предоставляет возможности зарабатывать текстами без необходимости угождать конкретным заказчикам. Не знаю, как вас, а меня это воодушевляет.

Мои принципы ведения канала

1. Дзен – это работа. Да, вместо того, чтобы ощущать себя пассивной рабыней системы, я пересмотрела отношение к вопросу. Теперь отношусь к блогу как к работе, что предполагает определённые обязательства: регулярный труд, причём полезный, который идёт на благо и мне, и работодателю (платформе), и потребителю (читателям). Хотелось бы верить, что благо для читателей состоит в том, что я могу служить стимулом к чтению для одних, собеседником на равных для других, дать пищу для ума третьим (когда сообщаю интересные факты из области литературы), помочь сориентироваться четвёртым (когда сообщаю о новинках и делаю книжные анонсы). Контент-плана у меня нет, но есть просто много идей о том, что именно хотелось бы осветить в блоге. Все идеи записываются и постепенно реализовываются.

2. Дзен – это хранилище моих знаний, доступное всем. Лучший способ сохранить много нужной информации – записать её. Решила это делать здесь, в Дзене. Разумеется, применительно в основном к информации, касающейся литературы или, в крайнем случае, русского языка. Хотя, честно говоря, я верю и Татьяне Черниговской (последовательнице Шерлока Холмса? J), утверждающей, что мозг ничего не забывает. Абсолютно вся информация записывается в наши «серые клеточки», и теоретически её можно извлечь в любое время. Только загвоздка в том, что не всегда это можно сделать усилием воли. Так что лучше всё важное в фактическом плане записать в память всемирной паутины и иметь возможность потом найти по поисковому запросу. Или по тегу. Такой вот подход по принципу Цеттелькастена – внешней базы знаний конкретного человека.

3. Мой канал – это блог. То есть здесь будут разговоры не только про книги или иные литературные носители (журналы, сайты и т.п.), но и про мои личные взгляды на те или иные вопросы, с литературой прямо не связанные.

Как я подбираю темы

Прежде всего ориентируюсь на собственный читательский опыт. Читаю я медленно, люблю делать выписки, так что мой контент в основном складывается из осмысления прочитанного в разные годы до настоящего момента. Но есть и отзывы на свежие книги (например, на «Вашу честь» Жауме Кабре или «Горбуна лорда Кромвеля» Сэнсома).

Кроме того, я избрала подход своеобразного литературного обозревателя: отслеживаю новости из литературного мира и книжные и журнальные новинки (в том числе только анонсированные). И рассказываю об этом. Ещё планирую ввести формат отдельных биографических материалов о писателях.

Наконец, я делаю реплики к темам, поднятым другими книжными блогерами или авторами специализированных сайтов, которые я регулярно читаю. Это интересно и создаёт своеобразный диалог, только в более свободном формате - диалог целыми статьями, а не отдельными фразами.

Думаю, здесь не может быть вторичности в прямом смысле. Навсегда врезалась в память строчка Тимура Кибирова: мол, вроде бы о любви уже всё сказано, но всё равно пишу, потому что сказано «не мной, не тебе адресовано». Здесь глубочайший смысл: у каждого из нас свой авторский почерк (особенно если над ним работать), свой жизненный опыт, который накладывает отпечаток на тексты. И так, как о некой теме напишу я, не напишет никто другой. Это и подстёгивает меня письменно высказываться по разным вопросам, в том числе по тем, которые уже неоднократно освещались другими.

Здесь хочу отдельно отметить, что книжную тему я не считаю узкой. Напротив, в ней масса возможностей, и как раз Дзен хорошо демонстрирует, как много людей заинтересованы в материалах про чтение и вокруг чтения. Литературы издаётся много – так много, что уже нужны гиды и проводники в этом лабиринте, нужны опорные точки в литературе. Я ставлю своей целью найти такие точки сама и показать другим.

Мои Дзен-табу

В заключение – несколько слов о том, чего на моём канале никогда не будет.

Да, у меня как автора есть табу. И это не связано с запретами дзеновского алгоритма, которые я считаю обоснованными. В дополнение к стандартным дзеновским запретам никогда не будет на моём канале:

а) демонстрации моих книжных полок. Я человек закрытый. Классический интроверт. Для меня книга – вещь очень личная. Не хочу, чтобы кто-то чужой заглядывал в моё жилище даже через фото, оценивая объём моего книжного шкафа, и считывал мою личность по книжным полкам. Об отдельных фрагментах личной библиотеки, конечно, буду рассказывать, но не целиком;

б) демонстрации моих заработков (конкретно на Дзене или вообще). Финансовый вопрос – тоже тема очень личная. И не касается никого, кроме меня и членов моей семьи;

в) личных тем: фотографий моей семьи, частных подробностей жизни (если они не иллюстрируют тему конкретной статьи по теме канала), демонстрации моих религиозных или политических взглядов. Дзен – это личный блог, конечно, но всему есть границы.

Да, статья получилась немаленькой. Зато почти всеобъемлющей. Буду рада, если сказанное с Вами резонирует. Но если нет – что ж, каждому своё, и это нормально. Можем обсудить альтернативные точки зрения в комментариях.

Ваша Ариаднина нить.