Найти тему
Арт вне парт

Искусство и четвертое измерение

В ТикТоке увидел сравнение картин Жоржа Брака “Мужчина с гитарой” и Сандро Боттичелли “Сцены из жития святого Зенобия”. Схожего здесь действительно мало, но объединяет их одна вещь – игра с пространством.
И у меня повелась идея дополнить 15 сек. видео.

Жорж Брак "Мужчина с гитарой"
Жорж Брак "Мужчина с гитарой"

Сандро Боттичелли “Сцены из жития святого Зенобия”
Сандро Боттичелли “Сцены из жития святого Зенобия”

Для средневековых картинок вполне нормально изображать в одном пространственно-временном континууме разные по хронологии события. Благодаря такому приему получается что-то вроде комикса. Художники кубисты же ушли чуть дальше, а точнее вышли из двухмерного пространства картины и трехмерной мимикрии. В их полотнах объекты существуют в четырехмерном пространстве. Если верить утверждению Андре Бретона, то на Пикассо очень сильно повлиял его друг математик Принсе, который часто зависал с ними в кафе на Монмарте. Он то и подтянул идеи Жоржа и Пабло под тогда новые математические теории. Но скорее художников мало интересовали эти идеи и уж точно они были вторичны по отношению к их собственным изобретениям в живописи. Пикассо вообще часто шутил о своей неспособности понять математику, а использование им геометрических фигур было скорее интуитивным.
Кто и что первым открыл в кубизме сложно утверждать Брак и Пикассо работали вместе, обсуждали идеи, ходили к друг другу в мастерские, а люди, попадающие под их притяжение, быстро вдохновлялись идеями и открывали новые горизонты в искусстве (пример Малевич, Мондриан или Леже).

Пит Мондриан "Композиция №10: Пирс и океан"
Пит Мондриан "Композиция №10: Пирс и океан"

Фернан Леже "Русский балет"
Фернан Леже "Русский балет"


Они не доверяли глазам, а писали свои картины головой, это было аналитическое искусство. В основе, которого была идея изображение знания об объекте, а не его самого; изображение его в разные временные моменты, одновременно нескольких ракурсах и как бы смотря сквозь него.

Пабло Пикассо "Женщина с грушами"
Пабло Пикассо "Женщина с грушами"

Жорж Брак "Скрипка и палитра"
Жорж Брак "Скрипка и палитра"

Игра с пространство в ренессансных картинах – это заигрывание с перспективой. Ее только открыли, и художники демонстрировали остроумие в использование нововведения. Андреа Мантенья изображает мертвого Иисуса в перспективном искажении, но, чтобы всю картину не занимали ступни спасителя он увеличивает ему голову. А такой художник как Паоло Уччелло был просто влюблен в геометрию и это видно сразу по его картинам. Он пренебрегал сюжетом в угоду математическим ухищрениям в композиции.

Андреа Мантенья "Мертвый Христос"
Андреа Мантенья "Мертвый Христос"

Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона»
Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона»


Что касается “Сцены из жития святого Зенобия”, такой прием можно встретить и у Дуччо “Агония в Гефсиманском саду”, и у Мазаччо “Чудо со статиром”, но тут пространственно-временные спекуляции несут литературно повествовательный характер.

 Дуччо “Агония в Гефсиманском
Дуччо “Агония в Гефсиманском

Мазаччо “Чудо со статиром”
Мазаччо “Чудо со статиром”