Акамапичтли вошел в историю города-государства ацтеков Теночтитлана как его первый правитель или тлатоани, положивший начало династии, начало истинного величия города Теночтитлана, через несколько сот лет разрушенного испанскими завоевателями.
***
Ацтекское имя Акамапичтли (Aca(tl) -"стрела", mapichtli - "пучок") означало "пучок стрел". Его имя изображалось в виде стрел с затупленными наконечниками.
Он был сыном известного мексиканского воина, женившегося на девушке из знатной семьи родом из города Кольхуакана. В те времена - с середины вплоть до конца XIV века - Кольхуакан все еще был очень важным, внушительным центром, влиятельным альтепетлем (городом-государством), расположенным на юге у озера Тескоко, которое позже будет изрядно осушено испанцами.
Равный тепанекскому городу-государству Ацкапоцалько в плане доминирования и распространения влияния, Кольхуакан был своего рода дополняющим и равным по возможностям. Это были дружественные соперники, конкурирующие между собою в процветании, но не враждебно относящиеся друг к другу.
Однако, по какой-то причине Акамапичтли вырос не в Колхуакане, а в либо городе Техскоко, либо в Коатлинчане, среди народа аколхуа, населявшего восточные берега Великого озера. Именно туда пришли старейшины Теночтитлана, главы различных городских округов и кланов, в поисках законного правителя.
На тот момент уже проявившему себя молодому человеку, имеющему за плечами список достижений в добавок человеку с хорошей родословной, предложили взять на себя бразды правления городом. Акамапичтли был официально приглашен советом основателей Теночтитлана.
Эти события произошли в 1376 году (1 Текпатль, т.к. "Кремневый нож") по календарю ацтеков). Прибыв в свое новое царство по сути на правах "градоначальника", Акамапичтли, будучи энергичным, целеустремленным и к тому же достаточно молодым человеком, сразу и с большим энтузиазмом занялся деятельностью.
Город-остров посередине огромного озера в те дни нуждался в организации, регулировании, инвестициях, наконец, самоутверждении и в плане развития. Необходимость взяться за решение такого рода задач судя по всему не испугало новоиспеченного правителя, который не находил отталкивающим или пугающим свою миссию, приступив к делу.
При Акамапичтли по всему острову были протянуты добротные дороги, обустроены каналы для облегчения транспортировки товаров в город и из него, обозначены границы жилых районов, разделенных на более определенные сектора, начаты обширные строительные проекты.
Не делая перерывов в этой бурной градостроительной деятельности, Акамапичтли принял новые законы, регулирующие жизнь растущего алтепетля, с большой настойчивостью распространяя их на прилегающие региональные территории. Повсюду вокруг острова распространялись чинампы, или плавучие сады, своего рода грядки, разделенные каналами. Эта форма земледелия была продиктована отсутствием сельскохозяйственных угодий.
***
Во времена своего первого правителя Акамапичтли Теночтитлан, конечно, был лишь зависимым от могущественного тепанека Ацкапоцалько центром. Городом выплачивалась своего рода дань, которую требовал Ацкапоцалько, и налог этот был внушителен, иногда даже возмутителен (один из источников сообщает о единовременном требовании “... плота, изобилующего всевозможными овощами, а также утками и цаплями, птицами-несушками...”).
Тогда империя народа тепанека, расширяясь не по дням, а по часам, быстро затмевая Кульуакан и другие региональные державы, с опаской смотрела на растущий остров-город. Желание Теночтитлана иметь правителя благородной крови – поначалу еще не верховного правителя тлатоани, а по сути сильного "губернатора" – было встречено сдержанным одобрением, ведь это не отменяло того количество товаров, которые исправно отправлялось в Ацкапоцалько с каждым новолунием.
Следовательно, Акамапичтли как первый управитель Теночтитлана был не верховным правителем – тлатоани – а своего рода "губернатором" - чиуакоатлем. Эта должность, в будущем Теночтитлана станет второй по значению должностью, эквивалентной главному советнику.
Только по прошествии семи лет, в 1383 году (8 Акатль т.к. "тросник") когда давление Ацкапоцалько ослабилось, а Акамапичтли по-прежнему был во главе города, не совершив никаких неверных шагов за это время, чтобы навлечь немилость значимых людей в своем городе, он предположительно был удостоен титулом верховного правителя - тлатоани.
Источники, такие как "Кодекс Мендосы", утверждают это наиболее убедительно с помощью двух разных глифов (глифами - элементы письменности, в данном случае оригинальной системы письма ацтекских племен - науатль), демонстрирующих изменяющиеся статусы Акамапичтли.
На обоих глифах он изображен в традиционном виде правителей Теночтитлана, сидящим на тростниковой циновке, в бирюзовом головном уборе с красным галстуком на спине, из его рта исходит речь – типичный глиф тлатоани, говорящий о почтении его как оратора.
Но на первом изображении он также увенчан символом змеи с головой женщины – символом чиуакоатлема-губернатора (чиуа=женщина, коатлем=змея), в то время как на более позднем глифе он появляется в диадеме тлатоани-верховного правителя.
На обоих иероглифах его имя наиболее четко прорисовано рисунком руки, сжимающей пучок стрел – Aca-mapichtli.
Поскольку Акамапичтли был первым тлатоани Теночтитлана, его законное восхождение на вершину власти вероятно было весьма нечетко обозначено, ибо тогда еще не было традиций становления татоани, как у более поздних тлатоанцев.
И тем самым он к тому же не сделал ничего провокационного, чтобы подвигнуть Ацкапоцалько на разрушение довольно непросто поддерживаемого статуса-кво, в то же время как сам продолжал развивать свой остров-город, занимая позицию выжидающую, стараясь быть готовым к любым неожиданным поворотам судьбы.
***
Не имея возможности вести самостоятельные военные кампании, мексиканские ацтеки того времени с энтузиазмом принимали участие в войнах тепанеков, тем самым радуя и своих повелителей и кое в чем самих себя. Прибыли от таких войн были не столь невелики для ацтеков, так как большая их часть шла на обогащение Ацкапоцалько. Однако, военный опыт, должно быть, шел на пользу духу воинов-ацтеков.
Тем не менее, участвуя в набегах на такие отдаленные города, как Куауакан и Чималуакан, рискуя вместе со своими повелителями тепанеками в попытках добраться до плодородной долины Куаухнауака, Акамапичтли целенаправленно старался преуспеть в получении хотя бы видимости независимости. По крайней мере, совершая набеги на соседние южные территории-чинампы Великого озера, а именно на Микскик, Куитлауак и Хочимилько.
Неясно, удалось ли ему получить разрешение на эти набеги или нет. Даже нет ясности, насколько успешно и насколько действительно независимо он совершал набеги на эти спорные территории, так как позже все они были вновь предметом для завоевания Ицкоатлем, четвертым правителем Теночтитлана.
В целом, правление Акамапичтли было мирным и благотворным для подчиненного ему народа. И этот результат деятельности Акамапичтли явился определенным шагом на пути будущей независимости и славы Теночтитлана.
Именно во время его правления город был разделен на четыре района, или кальпулли – Мойотлан на юго-западе, Зокипан на юго-востоке, Куэпопан на северо-западе и Астакалько на северо-востоке. Дома из самана и камня начали заменять жилища из тростника. Второй Великий храм также был построен или основан при Акамапичтли. При нем были сформированы и введены многие законы, которые соблюдались, хотя и частично.
***
Чтобы сохранить благородную кровь в будущем императорской семьи, он себе выбрал очень родовитую принцессу из Кульуакана по имени Иланкуэйтль, которая стала его главной женой. Все же эта женщина, хотя и считалась послушной мужу и доброй нравом, не родила ему детей.
Чтобы исправить это положение, а также поддерживать более тесные связи с городским советом старейшин, главами районов и другой знатью, Акамапичтли взял больше жен из семей видных людей каждого района. Есть сведения, что у него было порядка двадцать жен, от которых он произвел на свет много сыновей и дочерей.
Самой запоминающейся и хорошо известной историкам, помимо его королевской принцессы Кульуакана, был Тескатлан Мияуацин, дочь самого местного выдающегося лидера, одного из "отцов-основателей" Теночтитлана, Акачитли. Эта избранница и стала матерью следующего правителя Теночтитлана - Уицилиуитля. Говорят, что она жила в мирных отношениях с Иланкуэйтль, главной женой Акамапичтли.
Такое количество жен вовсе не означало, что Акамапичтли не привлекали внимания женщины и за пределами его большой семьи. Ицкоатль, другой будущий тлатоани Теночтитлана, был его сыном от тепанекской рабыни, который при этом, как сообщалось, был у нее единственным отпрыском. На именно это конкретное потомство если и смотрели неодобрительно, но, не настолько, чтобы помешать, по крайней мере, Ицкоатлю в подняться по социальной лестнице прямо на самую ее высь несколько десятилетий спустя.
Правление Акамапичтли закончилось в 1396 году (или 8 Чикуэйи "кремневые ножи") с его смертью. Согласно сохранившимся данным, Акамапичтли умер в мирной обстановке, естественным образом, не назвав своего преемника, но предоставив решать это совету руководителей округов.
Их выбор пал на его сына, Уицилиуитля, что, похоже, это оказалось хорошим решением со стороны мудрых островитян, стремящихся утвердить свой алтепетль все прочнее на региональном уровне. Империя ацтеков только начинала рост...