Начало здесь https://zen.yandex.ru/media/id/60964790b31ea9620313ecbd/iskusstvennoe-bytie-ili-kartinki-s-vystavki-60965d33b8f34b04d2b4422c
А теперь мне хочется рассказать о воспитании мальчиков и девочек. То есть, о попытках отдельного воспитания мальчиков и девочек, и о том, как это выглядит с моей инопланетянской колокольни.
Почему "инопланетянской"? В моей семье трое детей, все мальчики. Воспитывались они все дома, только младший чуть со мной в частные садики походил, и подходили к ним с меркой "просто воспитать хорошего человека", что равно как для мальчика, так и для девочки. Никто их с детства не кутал, специально не трясся над их здоровьем, старшие помогали с младшими, все мыли пол, посуду, у всех были и мишки и даже куклы, но и машинки-самолетики-конструкторы тоже были. Вместо драк учили договариваться словами. Агрессию не поощряли . Как-то так.
Были еще, и сейчас есть в воспитании младшего сына некоторые тонкости, которые не совсем уловить со стороны. Я постараюсь рассказать о них в других статьях.
Но вот с таким же отношением и прихожу я в садики к детям, которые в других семьях выросли. Делюсь наблюдениями.
У нас, вроде, не Китай и не Индия, даже не Армения.
Вот под моим надзором восемь мальчиков. Восемь любимых сыновей, избалованных, перекормленных, перекутанных по самые уши в жару. Чаще всего это единственные дети, первые дети в семье, гордость и наследники.
Но иногда у сыновей случаются старшие сестры. В одном случае из восьми старшая сестра вообще единолично с братом возится, она его и из садика забирает, это ее обязанность. Привели еще одного, которого будет старшая сестра забирать. Еще было два любимых сына при более "нелюбимых" старших сестрах, оба очень агрессивных и без малейшего намека на навыки самообслуживания.
"Любимый", в лексиконе наших родителей,- синоним к слову "избалованный". Им неинтересно пробовать одеваться самостоятельно, они не замечают своей агрессии по отношению к другим детям, некоторые из них настолько ориентированы на взрослых, что даже не пробуют сами играть на детской площадке. Про сочувствие к другим живым существам эти мальчики даже и не слышали. Последнюю прогулку с ними я тщетно отгоняла одного из них от собаки, в которую он бросался палкой, изображая охоту. Любая их просьба похожа на приказ по тону и отсутствию специальных "вежливых" слов.
Четыре девочки в нашей группе, включая младших, умеют одеваться сами.
Вот опять мне рассказывают тут и доказывают, что девочки быстрее мальчиков развиваются и говорить начинают.
А мне все равно приходится беседовать с родителями и слышать их разговоры о детях и с детьми. Почти все родители девочек о своих дочерях говорят, как уже о достаточно взрослых. Даже если дочерям всего два года отроду. Абсолютное большинство родителей мальчиков о своих сыновьях рассуждают как о совсем еще детях.
Ей недавно, еще месяца два назад исполнилось три года. Самая смышленая девочка, вообще самый смышленый ребенок в группе. Обидно, что это вижу только я . Этого явно не видят ее родители, этого не видит женщина, с которой я работаю вместе. Отличная речь, осмысленные игры. Всегда активна, хотя эта активность чуток пугает агрессией.
Прыгает по всей игровой и распевает: я уже большая, скоро буду маме помогать мыть посуду!
С ней рядом другой, тоже будущий трехлетка. Я спрашиваю: а ты, Тима, тоже уже большой?
Отвечает: я маееейкий! С вызовом таким говорит. Нет, даже так: Оля боляя (т.е. большая), а я малеейкий!
Аккаунты мам мальчиков - "мой самый любимый мужчина".
Надпись на одежде девочки - "мамина ягода".
Инцест и людоедство.
Он не умеет прыгать. Ему уже три года.
Нет, подпрыгивать на месте он может прекрасно, особенно, если звучит музыка, под которую его прыгать натренировали. То есть музыка с наших занятий. Там - в этих нехитрых песенках - есть набор стандарных движений: "фонарики", "полочка", "носок-каблучок", "ручками похлопаем", "как мячики поскачем" и другие. Это все не имеет отношения к занятиям музыкой, но так надо. И это тема совсем другого и очень грустного для меня разговора.
Так вот, он подпрыгивает, когда звучит знакомая песенка. Более того, когда я включаю песни с моей флешки, он отставляет все свои занятия - а до этого он мог увлеченно строить или катать машинку,- и фанатично повторяет давно заученные движения. Он даже научился на "Похороны куклы" говорить: "тссс, это тихая музыка", и тихонько садиться на пол. Даже если он до этого играл.
Но вот прыгать он не умеет. Более того: боиться и не хочет даже пробовать, ударяется в слезы на все предложения спрыгнуть откуда-нибудь. И даже боиться залезть куда-нибудь.
Впрочем, он не единственный мальчик, боящийся высоты. Таких в нашей группе большинство. Он просто один сохранил этот страх так надолго.
Вообще он очень тих и послушен. Выполняет все распоряжения, побаивается меня.
Очень тоскует по маме. Иногда сидит в уголке и едва ли не плачет. А то и плачет тихонько. Один раз положил голову на колени одной из старших девочек, чтобы она его утешала. И она его действительно утешала, возилась с его тоской, гладила, говорила : мама придет. Девочка младше на полгода.
Но ни разу не видала, чтобы он утешил такого же плачущего малыша. Бывает, он растеряно замолкает, увидев чужие слезы или обиду. И никогда не понимает, что сам может кого-то обидеть.
В его понимании малыш - это именно он, все другие дети,среди которых он самый старший,- только какие-то объекты. Когда я отвернусь, он отнимает игрушки. Безобидно так отнимает, потому что захотел - и взял. Единственный из всех не понимает, что надо просить, договариваться. Когда я поворачиваюсь, чтобы что-то объяснять, беседовать,- отдает игрушку немедленно назад с испугом в глазах. Может так же кого-нибудь толкнуть или даже ударить.
О том, что ударил, по вечерам рассказывает своей маме, невинно и без всякого стеснения. С гордостью рассказывает. О том, что можно стукнуть ему поведал папа, еще год назад рассказал. И он пришел в садик и, помахавая маленьким кулачком, повторял: папа сказал делать вот так,- и бил по скамейке.
У него дома нет мягких игрушек или кукол, нет домашних животных. Только машинки, много машинок. и в садике он играет только машинками.
И напоследок вам история, которую я назвала "Порочный круг неглекта".
Для начала, я расскажу, что такое неглект. А это страшная форма психологического насилия такая. И особенная опасность этого явления в том, что его довольно сложно распознать. Это пренебрежительное отношение к вашему страданию. Например, вы заболели, а человек, с которым вы, допустим, живете, просто "забыл" купить для вас лекарства. Или вы измотаны делами по хозяйству, а ваш партнер просто "не догадался" вам помочь.
Употребляющего неглект индивида очень часто оправдывают даже его жертвы. Когда мой отчим выгнал мою маму из дому, "не подумав", что ей теперь попросту негде жить, она про него сказала: "просто у него такое состояние".
Вот в моей садиковской истории именно он, неглект, и происходит, и его жертвами становятся все по очереди.
Годовалая девочка подвернула ногу. Случайно подвернула, бывает такое с детьми. По-хорошему, ей бы дома остаться. В садике ей только хуже.
Но....
Маму не отпускают с работы. Можно больничный брать, но сильно теряешь в деньгах. Работадатель не готов вникать в нужды своих сотрудников. Значит, она с девочкой не останется.
Есть папа, по слухам, дочь очень любит. Вроде, папа работает в более щадящем режиме. Но и он не готов сидеть с девочкой.
Налицо: нуждами ребенка пренебрегли. Мазь "Спасатель" от растяжек не лечит как бы. И еще - ей бы сидеть на одном месте, и нога болит. Однако, занятые родители везут ее в садик с самого утра.
У нас в садике, нет няни, вся работа - и занятия, и уход, и быт - на воспитателях (да, и такое в частных садиках случается, особенно, если садик недорогой). Мы не можем находиться неотрывно рядом с трудом передвигающейся ребенкой. Мы то на кухне, то кровати застилаем, то еще что. Значит, мелкая как-то решает свои проблемы сама. А нога болит.
И тут понимаешь, что ко всем твоим действиям добавляется ношение этой мелочи на руках, она уже не может сама влезть на стульчик, лечь в кровать. И ты ее носишь. И на прогулке она ходит весьма с трудом, спуск по лестнице превращается в невероятный квест. А нужно хотя бы еще одним глазом отслеживать остальных. И не срываться, по возможности. А ты одна. Прошедший мимо мужчина придержал железную дверь - спасибо ему.
А тут еще один годовалый ребенок к садику привыкает. Тоже ходит с трудом, хотя и по другой причине, не понимает вообще обращенной к нему речи.
Проснулась ни свет ни заря. Можно бы и вздремнуть в тихий час с детишками за компанию. Но надо отслеживать годовалых обеих - один плачет из-за адаптации, другая из-за ноги.
Мама забирает дочь, когда мы гуляем. Девочка сидит в песочнице, боясь, лишний раз пошевелиться. Мама выходит из себя: "не ври, ты все притворяешься, ты играешь на публику!"- и пытается дочь поставить на ноги.
Как потом выяснилось, нога у мелкой была сломана. Пришлось гипс накладывать, и уже маме все же на больничный усаживаться.
Через две недели ее к нам снова принесли, в гипсе принесли. Все повторяется, только Алина уже не плачет из-за больной ноги, а тихо ползает по полу.
Аккаунт алининой мамы. Ей плохо, что муж ее не ценит, не помогает, не дарит подарков, семья и быт,- ничего не вызывает радости. Все это перемежается кулинарными изысками и пафосными картинками про ценность семьи.
Именно на алининых колготках эта надпись. Мамина ягода.
И еще продолжение будет......