Найти тему
Офисный рассказчик

Песни войны

Оглавление

«Темная ночь», «В землянке», «Жди меня» - когда они появились? Кто придумал и первым спел знакомые всем мелодии? Почему стихи сперва не хотели публиковать?

Песни войны – это слезы на глазах ветеранов и их детей. Это память о великой любви и негасимой надежде, о трагическом прошлом, которое я надеюсь, никогда не повторится снова. Давайте поговорим о них сегодня.

«Жди меня»

Одна из первых песен, созданных в годы войны.

-2

В июле 1941 года молодой #поэт Константин Симонов отдыхал после первой командировки на фронт на даче у Льва Кассиля. Днем писатели не отходили от радиоприемника, горячо обсуждая новости. А тяжелые жаркие ночи проводили в раздумьях.

Симонов был влюблен – судя по мемуарам впервые в жизни. А вот во взаимности чувств глубоко сомневался – молодая успешная актриса Валентина Серова принимала цветы и подарки, но счастливить поклонника не торопилась. Между тем война подступала все ближе.

-3

Поэт не знал – вернется ли он в Москву, выживет ли. И выплеснул надежду на покорную бумагу.

Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

-4

Новые #стихи Симонов показал редактору «Красной звезды». И… получил жестокую отповедь. «Непатриотично, слабо, не для военной газеты. К публикации не приму». Времени спорить у Симонова уже не оставалось, в конце июля он отправился на #фронт военкором в газету «Боевое знамя». Попал в окружение, попал под обстрел, взял репортаж у командира гибнувшей дивизии, вернулся с ним в Москву и снова был послан на передовую. «Жди меня» он читал в окопах и блиндажах, диктовал текст солдатам – и стихи передавали из рук в руки.

-5

В конце декабря редактор «Правды» спросил у Симонова, нет ли текста для новогоднего выпуска. Поэт предложил «Жди меня», ни на что особенно не рассчитывая. Однако 9 января 1942 года стихи напечатали – и оказалось, что на фронте очень нужна #любовь и вера в женщину, которая ждет солдата.

Текст так и просился на музыку – и в том же году зазвучал. Режиссер Александр Столпер снял фильм «Парень из нашего города» по пьесе Симонова. Композитор Николай Крюков написал первую версию мелодии, исполнила песню популярная джазовая певица Вера Красовицкая (кстати, первая исполнительница «Катюши»).

-6

Но подлинную силу «Жди меня» обрела конечно же в исполнении Леонида Утесова – его глубокий голос наполнил строки искренним чувством.

«В землянке»

Еще одно послание к любимой женщине. Автор текста – военкор и поэт Алексей Сурков. К моменту начала войны ему исполнилось уже 42 года, он не подлежал призыву – и отправился воевать добровольцем.

-7

Стихи созданы в 1941 году во время обороны Истры.

«Я никогда не спрашивала его обо всем… Немцы приехали внезапно, наши отступали из штаба бегом. Алеша стал задыхаться, снега было по пояс. Только снег, замерзшая речка, кусты и больше ничего, никаких укрытий. Если бы не два паренька, помогавшие ему уйти, он бы не выбрался. Танки разнесли в щепки здание штаба, а Алеша со своими уже были за рекой, спаслись. И потом где-то в деревне, где они ночевали, он написал мне письмо…» (с) Софья Кревс.

Глубокой ночью чудом выживший Сурков устроился у печки, чтобы согреться и в тепле химическим карандашом написать репортаж для газеты – для этого, собственно, он рисковал жизнью. Но вместо скупых и четких строк очерка на бумагу легли задушевные слова.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

-8

Утром письмо с текстом «Землянки» отправилось в Чистополь, куда эвакуировали семью поэта. Отношения у Суркова и его жены Софьи Кревс всегда отличались сложностью, как вспоминала их дочь Наталья. Вблизи супруги не уставали ссориться, подкалывать и задевать друг друга. Но на расстоянии чувство крепло, муж и жена тосковали в разлуке и сердцами стремились навстречу.

Публиковать стихотворение Сурков не собирался, считая его слишком интимным, не подходящим для суровых военных будней. Но в 1942 году в редакцию прибыл композитор Константин Листов с заданием подыскать подходящие стихи для фронтовых песен. У Суркова не нашлось ничего, кроме «Землянки» и еще одного лирического стихотворения, посвященного жене.

Мы над волжским простором вдвоём стоим.
В складках туч проступил рассвет.
И молчаньем твоим, и дыханьем твоим
Я на свежем ветру согрет.

Журавли улетают на юг, трубя,
Тянет холодом зимних дней.
Никого я не знаю лучше тебя:
Ближе, ласковее, родней.

-9

Нельзя сказать, что Листову понравились стихи – недовольное выражение его лица надолго запомнилось Суркову. Композитор пробурчал что-то мрачное, забрал тексты и ушел. А через неделю вернулся в редакцию, попросил у фотографа гитару и спел «Землянку». Слушали ее молча, со слезами на глазах.

Всесоюзное звучание #песня обрела в исполнении Лидии Руслановой. Искренний русский голос певицы проникал прямо в душу слушателям. А «Землянка» прозвучала в знаменитом концерте у стен Рейхстага, состоявшемся в #День Победы

-10

Услышав песню, Жуков снял с себя орден и повесил на грудь певице (впоследствии широкий жест маршала стоил Руслановой пяти лет свободы, но об этом я расскажу в другой раз).

Темная ночь

Любимая песня моего дедушки, как оказалось, была придумана за один вечер, сочинена за один вечер и записана с первого дубля. В 1942 году в эвакуации на Ташкентской киностудии Леонид Луков снимал фильм «Два бойца».

-11

Фильм хороший, пусть за давностью лет его никто и не вспомнит. Знаменит он стал благодаря Марку Наумовичу Бернесу и двум песням, которые актер исполнил. Первая – задорные «Шаланды полные кефали», вторая – «Темная ночь».

По сюжету картины Аркадий Дзюбин (Бернес) с товарищами сидел во фронтовой землянке, вспоминая оставшихся в тылу близких. И Луков ужасно переживал – сцене не хватало чего-то важного, эмоционального, экспрессивного. Он отправился к композитору фильма, Никите Богословскому, и так ярко сумел пересказать сцену, что у композитора сразу сложилась мелодия. Наиграв ее на рояле, Богословский позвонил знакомому поэту Владимиру Агатову. Тот приехал на квартиру к композитору, несколько раз послушал мотив и к утру начисто написал текст.

-12

Узнав о новой песне, Бернес сперва застеснялся – актер крайне невысоко оценивал собственные вокальные данные. Однако «Темная ночь» так впечатлила его, что Марк за 15 минут выучил текст и с первого раза смог записать песню, которая вошла в фильм. Премьера картины должна была состояться в 1943 году…

И тут случилась история в духе Одессы – Богословский по дружбе наиграл новые песни Леониду Утесову, а тот моментально оценил потенциал хитов. И не только начал исполнять «Шаланды» и «Темную ночь», но и выпустил их на пластинках.

-13

Казалось бы, Бернес был обречен проиграть популярному певцу… Однако именно в исполнении Марка Наумовича «Темная ночь» шагнула навстречу славе. Ее пели по всему фронту, роняя слезы на треугольнички писем. И первый тираж пластинки тоже был загублен слезами – работница завода Галина Журавлева, записывая восковую матрицу, расплакалась и испортила фонограмму.

О военных песнях хочется рассказывать очень долго – в те нелегкие, страшные времена как никогда ярко сияли звезды человеческого духа. В процессе подготовки статьи я узнала много интересных фактов и надеюсь вскоре сделать еще материал на тему.

-14

Если вам хочется узнать больше о военных песнях, читайте другие статьи канала.

История знаменитой «Катюши»

«Марш Авиаторов»