Найти тему

Довоенный летный шлем советских летчиков

Празднуя день победы, мы вспоминаем всех, кто самоотверженно защищал наше отечество. Нет семьи, которой не коснулась бы трагедия великой отечественной войны, память о которой мы храним уже несколкьо поколений. Пожалуй, каждый уважающий мальчишка с ходу отличит штурмовик Ил-2 от легкого истребителя И-153 «Чайка» с открытой кабиной. А ведь в предвоенное время на вооружении советской армии находилось большое количество самолетов с открытым типом кабины, а о проблемах, которые испытывали летчики тех времен и задачах, которые пытались решить авиационные врачи и ученые, их современные коллеги возможно, даже не подозревают, или никогда серьезно над ними не задумывались т.к. они давно не актуальны.

Открытая кабина самолета - типичная ситуация для конца 30-х, начала 40-х гг. прошлого века. Фото из открытых источников интернета.
Открытая кабина самолета - типичная ситуация для конца 30-х, начала 40-х гг. прошлого века. Фото из открытых источников интернета.

Автор блога «Прогулки в стратосфере» достаточно долго подбирался к этой теме, не знал как ее осветить, но в канун дня победы решил просто опубликовать небольшой отрывок из книги по основам авиационной медицины 1939 года.

Сохранившаяся стилистика не только придает довоенный шарм, но и глубочайшим образом отражает те проблемы, с которыми массово сталкивались летчики того времени.

Летный шлем как одежда и снаряжение летного состава

На головной убор летчика падали особые ответственные задачи. Если большая часть туловища летчика защищена от прямого удара ветра благодаря тому, что оно погружено в кабину, то голова в некоторых типах самолетов должна выстоять над ботами кабины и подвергается более или менее интенсивному обдуванию, а следовательно, и охлаждению. Шлем должен защищать часть лица- щеки и подбородок, а также верхнюю часть шеи от действия холода, ветра и гидрометеоров – дождя, снега, града и пр.

Для того чтобы шлем вполне мог выполнить эти функции, он должен отвечать ряду требований в отношении как гигиенических свойств материалов, так и покроя.

Для защиты головы от продувания шлем должен быть ветрозащитным, т.е. построенным из мало воздухопроницаемого материала. Одновременно он должен обладать высокой теплозащитой силой. Следовательно, кроме верхнего ветрозащитного слоя, он должен иметь еще слой, плохо проводящий тепло, т.е. рыхлый, пористый слой. Кроме того, этот внутренний слой, соприкасающийся непосредственно с кожей головы и лица, во избежание раздражения обязательно должен быть очень мягким и нежным. Наконец, для того чтобы шлем мог плотно облегать голову, оба слоя должны быть построены из материалов, в высокой степени пластичных.

Таким образом, верхний слой шлема должен быть ветрозащитным, пластичным и мягким, а внутренний должен обладать малой теплопроводностью, пластичностью; поверхность его, соприкасающаяся с кожей головы и лица, должна быть мягкой и нежной.

Условия работы летчика предъявляют к конструкции шлема весьма трудновыполнимое требование –покрывать не только всю волосистую часть головы, но также лоб, часть щек, подбородок и частично шею. При этом необходимо добиться полного и совершенного облегания, точного повторения шлемом всей конфигурации головы, части лица и шеи. Последнее необходимо для того, чтобы предотвратить проникновение холодного воздуха под шлем, а также вибрацию в полете неплотно прилегающих его частей.

Шлем, принятый в данное время на снабжение имеет весьма существенные недостатки. Прежде всего он не защищает от задувания ветра, главным образом в области щек, где у него, вследствие неплотного прилегания краев к коже лица, образуются щели. Кроме того, у значительного количества шлемов теменная часть отстоит от кожи головы вследствие этого в полете подвергается вибрации, что вызывает раздражение гожи головы. Кроме того, трепетание теменной части вызывает сильное движение воздуха, находящегося под шлемом, и засасывание холодного наружного воздуха.

Летный шлем, принятый на вооружение на 1939 год. Обратите внимание на отсутствие шлемофонов радиосвязи
Летный шлем, принятый на вооружение на 1939 год. Обратите внимание на отсутствие шлемофонов радиосвязи

Весьма часто летчики жалуются на давление в различных частях головы, что ведет к более быстрой утомляемости, а иногда и к головной боли. Возникает, казалось бы, неразрешимое противоречие. Для того чтобы предохранить голову от проникновения холодного воздуха и раздражения от вибрации, надо выбрать возможно плотнее сидящий шлем, но это ведет к стягиванию головы, сопровождающемся указанными выше неблагоприятными последствиями.

Наконец, шлем в некоторых случаях не закрывает нижней части лба, которая страдает от холода, излишней солнечной радиации и т.п.; в других случаях, наоборот, шлем спускается на глаза, мешая зрению.

Все перечисленные недостатки проистекают от несоответствия размеров шлема чрезвычайно разнообразным формам и размерам головы. Как известно из данных антропологии, форма и размеры головы (длина, ширина в разных точка, окружность и т.д.) у людей бесконечно разнообразны; едва ли можно найти среди многих тысяч людей две головы, полностью идентичные.

Летный шлем должен соответствовать всем размерам головы и ее форме. В противном случае он будет жать, например, в затылочной части, будучи слишком свободным в области лба, или давить в височной части и отставать в теменной и т.д. Поэтому. Если он сделан из неподатливого (нерастягивающегося) материала, он должен быть по существу строго индивидуальным. Лишь при этом условии можно избежать целого ряда отмеченных недостатков.

Однако едва ли можно при массовом снабжении летчиков обмундированием и снаряжением рассчитывать на подобное решение вопроса.

Правильным решением вопроса является создание растягивающегося эластичного шлема. Подобный шлем и был разработан нами в институте авиационной медицины.

Верхний слой его сделан, как обычно, из мягкой кожи. Последняя с средней части шлема (полоса идущая от лба к затылку)собрана в складку, гофрирована. Так как внутрь вложена резина, шлем может растягиваться при небольших усилиях.

Модернизированный летный шлем 1939 года.
Модернизированный летный шлем 1939 года.

В этом головном уборе мы имеем вместо неподвижной жесткой неизменяемой формы растяжимую и эластическую, подвижную конструкцию. Благодаря этим свойствам шлем достаточно плотно и совершенно облегает поверхность головы, повторяя ее форму. Тем самым решается одна из трудных задач по усовершенствованию головного убора летчика.

Необходимо отметить, что существуют шлемы, в которых пригонка к форме и размерам головы производится при помощи шнурования. Этот способ уступает первому в следствие меньшей эластичности шлема; помимо того, это утяжеляет головной убор.

Важно, чтобы шлем защищал от холода и подбородок. Поэтому в шлеме Института полоса, проходящая под подбородком, уширена и ей придана такая форма, что она охватывает нижнюю челюсть, как это видно на рисунке. Открытой остается сравнительно небольшая часть лица. Эту часть лица должна защищать небольшая маска.

Немаловажным преимуществом нового шлема является упрощение застегивания, которое производится простым набрасыванием крючка.

Спустя 90 лет любителям авиации даже сложно идентифицировать модель шлема, применявшуюся в предвоенные годы и найти по ней какую либо информацию. Не получила своего распространения и предложенная модернизация шлема. Изучая историю нужно не только запоминать свершившиеся факты, но и стараться понять ход мыслей людей, которые ее творили.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере».

Научный сотрудник АО "НПП "Звезда" С.М. Дворников.