Найти в Дзене
Moustank

Открыл люки и забрался в самый массовый немецкий танк Второй мировой

Подробный обзор боевого отделения Pz.Kpfw. IV из коллекции парка «Патриот».

Устрашающих «Тигра» или «Пантеру» знают даже дети, но настоящей «рабочей лошадкой» танкистов вермахта стал Panzerkampfwagen IV (или Т-4 по советской терминологии). Это самая массовая машина панцерваффе. И единственная, которую выпускали на протяжении всей Второй мировой войны – вплоть до победного для СССР 1945 года. Причем после поражения Германии карьера «четверки» не закончилась – отдельные экземпляры успели засветиться в ближневосточных конфликтах второй половины прошлого века.

-2

В подмосковном парке «Патриот» выставлен Pz.Kpfw. IV Ausf.G с длинноствольным 75-мм орудием. Музейщики уверяют, будто танк выпуска конца лета – начала осени 1942 года, входивший в состав 201-го танкового полка 23-й танковой дивизии вермахта, пожил совсем немного и был захвачен в районе Котельниково под Сталинградом в декабре 1942-го или в самом начале января 1943-го. Однако уважаемый историк Юрий Пашолок, который в свое время занимался перекраской машины, отмечает, что на корпусе обнаружились следы немецкой эмали, характерной для весны 1944 года – не ранее.

-3

Финал истории, впрочем, одинаковый – танк оказался в Советском Союзе, на полигоне в Кубинке в оригинальном, полностью ходовом состоянии. Поэтому Pz.Kpfw. IV Ausf.G гоняли в хвост и гриву: не раз восстанавливали, ремонтировали, снимали во множестве фильмов. Успел застать его в движении и я, когда посещал так называемые «динамические показы» танкового музея лет 15 назад. И с тех пор мечтал забраться внутрь «четверки». Получилось это сделать только сейчас, делюсь впечатлениями.

-4

Внутрь попадаю через двустворчатый люк наводчика, расположенный по левому борту башни. Так выглядят замки и смотровой прибор.

-5

Общий вид боевого отделения. Достаточно просторного даже для трех человек (командира, наводчика, заряжающего). Обратите внимание на ровный пол: экипажу Pz.Kpfw. IV Ausf.G не нужно было шагать по зарядным ящикам, как, например, в нашем Т-34.

-6

Увы, «четверка» продолжила забирать жизни и на «пенсии». Именно в этой машине 25 февраля 2006 года во время военно-исторической реконструкции в результате несчастного случая погиб известный специалист по автобронетанковой технике Дмитрий Шумаков...

-7

Но вернемся к осмотру. Так выглядит рабочее место наводчика Pz.Kpfw. IV Ausf.G.

-8

Сидится здесь довольно уютно, рукоятки легко доступны, прицел эргономичен.

-9

Вид на казенник пушки KwK.40 L/43. Хорошо заметно клеймо «1942».

-10

У правой стенки башни размещался заряжающий. Рядом с ним – противовес орудия. Еще дальше снизу – проход в отделение управления.

-11

Заряжающему, как и любому другому члену экипажа «четверки», полагался собственный люк. Смотровой прибор, увы, разбит.

-12

У задней стенки башни по центру сидел командир танка. По меркам бронетехники это прямо трон: просторно, удобно, все видно вокруг.

-13

Потому что над головой вот такая башенка с обзором на все стороны света.

-14

А так это устройство выглядит снаружи.

-15

Заглянем в отделение управления. Слева кресло механика-водителя, справа – радиста-пулеметчика. По центру – коробка передач и панель переключателей, в ногах – прочие агрегаты трансмиссии. Тесновато.

-16

Снаружи эта часть танка выглядит вот так.

-17

Приборы наблюдения и люк мехвода крупным планом.

-18

Интересно: стрелок как бы смещен глубже к центру танка, что хорошо заметно по расположению его сиденья и люку. Это след очередной модернизации Pz.Kpfw. IV, когда лобовой лист корпуса спрямили ради повышения защищенности.

На этом прощаемся с Pz.Kpfw. IV Ausf.G.

Если понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь в соцсетях.

А любителям немецкой и не только бронетехники рекомендую посмотреть, как выглядит внутри Pz.Kpfw. III.