Найти в Дзене

2 ТИМОФЕЮ (ч.11): ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАВЕЩАНИЕ

Оглавление
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:1-8).

Когда такой приверженец Христа, как Павел (1 Кор. 11:1), знает, что уже вплотную подошел к вечности, его желание сделать каждую фразу весомой, усиливается. Несомненно, завершал свое письмо Павел с особым чувством ответственности.

Глава 4 начинается с призыва, который Павел обосновывает рядом причин (4:1-8). Близится время отшествия апостола, и его страстное желание увидеться со своим любимым другом Тимофеем (4:9-13) от этого еще более обостряется. Однако горячая вера этого старого воина креста берет верх. Павел очень хочет, чтобы Тимофей осознал ту непоколебимую уверенность, которая не оставила его даже в эти критические минуты. 4:8 являет собой выражение глубочайшей убежденности Павла в победе несмотря ни на какое окружающее его зло. Заключительные строки главы 4 содержат некоторые имена и просьбы, которые, несомненно, глубоко запали Тимофею в душу (4:19-22).

С одной стороны, показав Тимофею, что в последние дни люди будут преуспевать в обмане и зле (3:1-9), а с другой - отметив, что Тимофей “ко всякому доброму делу приготовлен” (3:10-17), Павел пишет свое духовное завещание.

Свое обращение к Тимофею Павел начинает словами: “Итак заклинаю тебя” (4:1; “торжественно завещаю”; Совр. пер.). Не вызывает сомнения, что Павел в этот момент особенно тщательно подбирает слова, обращаясь к ипостасям Божества, чтобы внушить Тимофею, насколько свято и серьезно то, что он собирается сказать. Благовестник, послушай хотя бы сейчас!

ВАЖНОСТЬ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ЗАВЕЩАНИЯ (ст. 1)

Павел подчеркивает важность своего завещания, обращаясь к ипостасям Божества и расставляя приоритеты. Во-первых, он заклинает Тимофея “пред Богом” (4:1): Яхве, Всемогущим, Господом небес и земли. Тимофей знал, что любые слова, произнесенные в присутствии Божьем, нужно выслушать с глубочайшим вниманием, оценить, как они относятся к тому, к кому обращены, исполнить, где требуется практическое их исполнение, и с преданным рвением передать другим.

Во-вторых, Павел призывает в свидетели “Иисуса Христа”. Его имя также вызывает благоговение. В стихе 1 говорится о Его причастности к трем событиям:

1. Кульминационный момент - Христос “будет судить живых и мертвых”. Это Его право, и у Него есть на это власть (Ин. 12:48; Евр. 4:12, 13; Отк. 2:12; 3:14; 20:11-15).

2. Величественное событие - Христос явится. Павел писал: “Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем” (1 Фес. 4:16, 17).

Вот что говорит Уильям Барклей о греческом слове, означающем “явление”:

«Появление императора в любом месте было его епифанией. Когда император должен был посетить какой-либо город, все там приводилось в идеальный порядок. Улицы подметались и украшались; вся работа была нацелена на предстоящее событие. Город чистили и убирали, чтобы он соответствовал епифании императора; поэтому Павел и говорит Тимофею: “Ты ведь знаешь, что происходит, когда в городе ожидается епифания императора; ты же ожидаешь епифании Иисуса Христа. Трудись так, чтобы все было готово к Его пришествию, когда бы Он ни явился”. Христианин так организует свою жизнь, что он в любой момент готов к приходу Христа».

3. Венчающая встреча - Христос откроется всем “в явление Его и царствие Его”. Слова “царствие Его” здесь должны относиться ко времени Его второго пришествия и последнего суда.

Так и с возвращением Христа. Когда Он явится, Он будет и судить (Евр. 10:30; 1 Пет. 4:17; Отк. 20:11-15), и примет царство, забрав Себе церковь (Еф. 5:15-27; 1 Фес. 2:12; 4:16-18) и передав эти души (это царство) Отцу. В 1 Кор. 15:24-28 читаем:

«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем».

Эти стихи проясняют ошибочную идею тех, кто говорит, что царство еще не пришло!

Павел пишет о завершении грандиозного Божьего плана, который наступит в тот момент, когда явится Иисус, и мы, граждане Его царства, получим долгожданную возможность лично увидеть Его. Именно с этой точки обзора, - с позиции Бога, Христа и часа Его явления и суда - Павел завещает Тимофею:

«Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут... но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (4:2-5).

ПЛАН И МЕТОДИКА, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ЗАВЕЩАНИИ (ст. 2)

План этой (просьбы) заставляет задуматься. Весть четко определена. Благовестник должен “проповедовать слово”. Невозможно переоценить важность проповеди Слова. Павел говорил: “Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” (1 Кор. 1:21).

Павел призывает Тимофея: “Настой вовремя и не вовремя” и проповедуй Слово (4:2). Это исключает неискренность и безответственность со стороны благовестника.

Выражение, переведенное “вовремя и не вовремя”, было сельскохозяйственным термином. Погодные условия ограничивают время сева и сбора урожая. Павел подчеркивает, что проповедь Слова не имеет ограничений во времени. Тимофей должен быть всегда “в наличии”, настойчиво и ревностно провозглашая истину.

Методика проповедования Слова предлагает разнообразие подходов и способов влияния Божьим учением.

“Обличай”. Проповедь должна исправлять. Ее принцип - неопровержимые истины. Это как раз то средство, которое позволяет ставить человека на правильный путь (см. 1 Пет. 1:6, 7; Рим. 3:4).

“Запрещай”. Проповедь должна предостерегать. “Обличение” показывает или провозглашает путь, по которому мы должны идти, а “запрещение”, в случае необходимости, подразумевает наказание.

“Увещевай”. Проповедь должна призывать и вести нас в нужном направлении. Это красивое слово обладает широким диапазоном значений и применяется в разнообразных случаях. Может статься, что одному слушателю нужен призыв, другому воодушевление, а третьему наставление. Евангелие может удовлетворить нужды всех своим широким спектром поучений.

“Со всяким долготерпением”. Проповедническая работа требует терпения. Павел завещает обличать, запрещать и увещевать “со всяким долготерпением”. Так благовестник и должен проповедовать.

“Назиданием”. Проповедь учит и убеждает через назидание. Это значит, что проповедник должен быть не только мастером в искусстве наставления, но и сам должен твердо держаться учения Христа, которое он проповедует!

Каждому благовестнику не мешает время от времени проверять себя. Он должен быть уверен, что его проповедь охватывает все эти области и что он проявляет дух терпения!

ПРОБЛЕМА, УПОМИНАЕМАЯ В ЗАВЕЩАНИИ (ст. 3, 4)

Тимофей должен неустанно проповедовать Слово. Павел предвидел время, когда люди уже не будут стремиться к истине, а учителя будут с готовностью угождать им, говоря то, что эти люди захотят услышать.

Внимательное прочтение предупреждения Павла открывает перед нами следующие качества этих непокорных душ.

Они отступают от истины: “...здравого учения принимать не будут”. Здесь говорится о том, что здравое учение дается людям (как того требовал Павел в стихе 2), но они не могут или не хотят принять его права исправлять, как не готовы они и переносить испытания, которые могут выпасть на долю тех, кто будет отстаивать здравое учение (см. Мф. 13:21; 2 Тим. 3:10-13).

Обратите внимание на степень отхода: “…по своим прихотям будут избирать себе учителей”. Пер. Кассиана дает более точный перевод стиха 3: “Ибо будет время, когда здравого учения не будут терпеть, но по собственным прихотям, болезненно ища слышания, будут набирать себе учителей”. Рональд Уорд по этому поводу отмечает:

«Они “нагромождают их одного на другого” - факт, который указывает на их ненасытный аппетит и увлеченность новшествами. Их ничто не удовлетворяет, и они всегда рвутся послушать “следующего”. “Себе” говорит об их исключительном эгоизме. Они знают, чего хотят, и намерены любой ценой это заполучить. Не все учителя им подходят. Они их выбирают по собственным прихотям. Каковы учителя, такова и община».

Это тревожная ситуация, если сравнить ее с тенденциями во многих общинах сегодня. Кажется, что проповедники играют в “музыкальные стулья”, а братья ропщут на проповедников. Если проповедник оговорился или занял твердую позицию в отношении какого-то конкретного греха, община может тут же начать поиски нового проповедника. Члены общины, придерживающиеся подобного курса, не воспитывают проповедников, а просто передвигают их! Содержание проповедей могут определять деньги (или их урезание), а не учение! Другой стороной медали для проповедника является искушение отвернуться от учения Господня и проповедовать то, что будет удовлетворять “больные и эгоистичные души”, которые его слушают. Так они пытаются сохранить рабочее место! Пусть каждый член общины и каждый благовестник прислушается к предупреждению Павла, чтобы не стать жертвой двойного греха!

Павел говорит о братьях, которые хотят, чтобы “льстили [их] слуху”. В основе этого заблуждения лежит желание удовлетворить человеческие стремления, истолковывая истину “так, как угодно мне”, а затем пуститься на поиски учителей, которые будут говорить то, “что мои уши хотят слышать”! Такого типа учение не ведет к изменению жизни - только к самопрославлению. Подобные желания заставляют своекорыстных людей “отвращать слух” от истины (4:4). Отвратившись от истины, эти люди обычно “обращаются” к “басням”. Нейтральной полосы здесь быть не может. Внимая басням, люди забывают об учении Господа.

ВЕЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЬ ЗАВЕЩАНИЕ (ст. 5)

В то время, как многие начнут внимать другим призывам, лелеять порочные желания и отворачиваться от истины, Павел указывает тот путь, каким должен идти Тимофей. И снова повелительное наклонение: иначе никак нельзя! Он наставляет Тимофея:

“Будь бдителен”. Перевод просто не может передать всю многозначность и глубину употребленного Павлом слова (4:5). Греческое слово нефе означает человека, который спокоен и собран, в совершенстве владеет собой и уравновешен. Какое сочетание желательных качеств в одном слове! Неудивительно, что переводчики закончили эту фразу словами “во всем” (“при всех обстоятельствах”; Совр. пер.).

“Переноси скорби”. Благовестник, который ждет, что все его будут любить, а дела будут идти так, как он задумал, не только наивен, но и оставляет без внимания предостережение Павла о наступлении тяжелых времен. Духовная сила благовестника должна помогать ему переносить трудности в случае необходимости.

“Совершай дело благовестника”, то есть “дело” (греч. пойэсон), которое Павел велит “совершать” Тимофею и каждому благовестнику. Это слово означает, прежде всего, чью-то практику, исполнение и плоды. Проповедник должен стать истинным благовестником, заботиться о выполнении своей миссии и преследовать одну цель (1 Тим. 2:4; 4:16; 2 Тим. 2:2; Тит. 1:5). Он должен быть преданным, ревностным в исполнении обязанностей благовестника и любить свое дело.

Рональд Уорд так пишет об этой задуманной Богом функции:

«Вознесшийся Господь дал своей церкви благовестников и учителей. Строго говоря, они - дар Христа, а не наемные работники церкви. Учитель преподает учение Христа; благовестник проповедует евангелие, или благую весть, чтобы люди могли услышать и уверовать. Это и должен был делать Тимофей (ср. Еф. 4:11) ... Проповедовать евангелие - труд. Пусть остановятся те, кто цинично заявляет, что проповедник всего лишь “говорит”. Так же, как дела Иисуса были словами в действии (содержали весть), а результатом его слов были дела, так и слова благовестника обладают огромной силой (ср. 1 Фес. 1:5) и достигают многого. Его слова - это труд... При всем своем стремлении оградить паству от яда ереси и от разделений, которые являются обратной стороной назидания, при всей ответственности за обучение и поставление новых мужей для работы в качестве учителей с тем, чтобы сберечь вверенное и распространить весть дальше, при всем этом, Тимофей не должен был забывать о необходимости передавать Слово тем, кто никогда не слышал его, чтобы они тоже могли войти в царство и обрести спасение во Христе».

“Исполняй служение твое”. Безразличный, небрежный, работающий с прохладцей проповедник не годится. Такое отношение к этому труду никогда не убедит людей в том, что благовестник исполняет свое служение, то есть совершает все, от него зависящее!

ОБРАЗЕЦ, ЯВЛЕННЫЙ ПАВЛОМ В ОТНОШЕНИИ ЗАВЕЩАНИЯ (ст. 6-8)

Если Павел дает мудрое завещание Тимофею, то и его собственная преданная жизнь была славной демонстрацией исполнения того, что он требует от своего сына в вере. Павел имел полное право сказать Тимофею: “Все, что я прошу тебя делать, как благовестника, делал и я!” И он мог еще добавить: “Исходя из собственного опыта, я могу с уверенностью тебе сказать о трех истинах”. На Тимофея наверняка эти строки произвели такое же неизгладимое впечатление, какое они производят и на нас.

“Я знаю, что скоро умру”

Павел уже “становился жертвою” (4:6). Как и Иисус, он страшную несправедливость со стороны правосудия обратил в прекрасное дело любви во имя ближнего, в жертву преданности (см. Рим. 14:7, 8; 2 Кор. 5:14, 15).

Никто не может смотреть на смерть с таким безмятежным спокойствием, как христианин. Великолепным примером этого является, в своей убежденности, апостол Павел, который, сидя в тюремной камере, встретил надвигавшуюся смерть простыми словами: “Время моего отшествия настало”.

Знаменателен выбор Павлом слова “отшествие” (греч. аналисис; см. Фил. 1:21-23). Вот как, основываясь на этом слове, описывает отношение Павла к приближающейся смерти Барклей:

«(а) Это слово означает выпряжение животного и его высвобождение из повозки или плуга. Смерть для Павла была отдыхом от тяжкого труда. Он был рад сложить с себя тяжелую ношу. Как говорил [Эдмунд] Спенсер, отдых после труда, тихая гавань после штормового моря, смерть после жизни - все это приятно. После жизненной гонки он будет спать спокойно. (б) Это слово означает ослабление пут или оков. Смерть для Павла была освобождением. Ему предстояло сменить узы римской тюрьмы на славную свободу небесной обители. (в) Это слово означает ослабление крепления палатки. Для Павла это было время разбивать новый лагерь. Много раз он путешествовал по дорогам Малой Азии и Европы. Теперь он отправляется в свое последнее и самое главное путешествие; он вступает на дорогу, ведущую к Богу. (г) Это слово означает отвязывание швартовых канатов корабля. Павлу не раз приходилось плыть Средиземным морем и переживать тот момент, когда корабль выходит из гавани в открытое море. И вот теперь перед ним самый глубокий океан из всех; он поднимает парус, чтобы пересечь воды смерти и прибыть в гавань вечности».

От этого дивного признания и победы над смертью Павел переходит к следующей истине.

“Я знаю, что мое служение было успешным”

Павел пишет: “Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил” (4:7). Павел “доблестно боролся” (Совр. пер.), воинствуя ради истины (2 Кор. 10:3-6; Еф. 6:10-18). Он знал, что “закончил состязание” (Совр. пер.), завершив свою миссию вопреки испытаниям (Кол. 1:24-29). Он “сохранил веру”, ни разу не усомнившись (2 Тим. 4:16-18).

Некоторые отмечают, что фраза Павла обращена к широкой аудитории. Слова “Подвигом добрым я подвизался” понятны римлянам, как воинам; “течение [бег] совершил” - грекам, как атлетам; “веру сохранил” - иудеям, как Божьему народу.

Следует также отметить то, что глаголы во всех этих фразах (греч. эгонисмай, тетелека, тетерека) имеют совершенный вид и грамматически подчеркивают, что Павел действительно завершил борьбу и закончил состязание, не потеряв веры! Он, подобно Иисусу, мог воскликнуть в свой последний час: “Совершилось” (ср. Ин. 19:30 и Деян. 9:15, 16 с Деян. 19:10; 20:26, 27; Кол. 1:23; 2 Тим. 4:17).

Давайте еще кое-что отметим по поводу этих трех важных высказываний. Во-первых, Павел подвизался подвигом “добрым”. Это не просто какая-то борьба, а борьба определенная, и она “добрая” (см. Еф. 2:10; Гал. 6:10; Мф. 5:16; Рим. 12:20, 21; 2 Кор. 10:3-6). Христианская жизнь - это не путешествие наугад и не победный марш, это подвиг.

Если на это поле битвы вступает слабый, то только для того, чтобы стать сильным. Покорные и робкие тоже приглашаются принять участие, но только при условии, что верой будут черпать силу у Бога и будут готовы облечься в Его всеоружие и противостоять злу (см. Еф. 6:10-18). Образ жизни на каждый день - самоотвержение и самодисциплина (Лк. 9:23; 1 Кор. 15:58), когда страх и робость заменяются силой, любовью и дисциплиной (2 Тим. 1:7). В поход во славу Господню включились все народы (Мф. 28:18-20), и те, кого любят, побеждают любовью (1 Ин. 4:19-21; 2 Кор. 5:13-15; Рим. 8:28, 35-39).

Во-вторых, Павел свое служение совершил. Начать легко, но только христоподобный характер обеспечивает постоянство и завершенность. Перечитайте внимательно Мф. 13:18-23, где трое из четырех погибли из-за того, что не сумели завершить начатое.

Неспособность завершить начатое, несомненно, коснулась многих душ во Христе (см. Гал. 1:6, 7; 5:7; 2 Пет. 2:21, 22; Отк. 3:1-3). Иисус приветствует начинающих, но Его печалят сошедшие с пути (Лк. 9:57-62). Его поприще - не стремительный забег на короткую дистанцию, а марафон; следы Его ног ведут к чистоте и праведности - и далее к финишу (1 Пет. 2:2124; 1 Ин. 3:7, 10; 1 Пет. 1:13-16; Отк. 22:11).

В-третьих, Павел сохранил веру, а вера хранила его (Евр. 11:1—12:3; Рим. 5:1, 2). Работая над 2 Тимофею, он продемонстрировал смелую уверенность (особенно, если принять во внимание такие слова, как “узы”, “гонения”, “страдания”, “меня оставили”, “становлюсь жертвою”, “отшествие”). Смертная казнь вследствие необоснованных и несправедливых обвинений против Павла нависла над ним. И при таких обстоятельствах его слова возвещают нам, что этот человек ходил верою, а не видением!

Помня о тяжелом положении Павла, заключенного в темницу, давайте вдумаемся в его слова из 2 Кор. 4:16—5:8:

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа».

Впечатление от этих слов усиливается третьей истиной, которую хорошо знал Павел.

“Я знаю, что буду вознагражден”

Награда для христианина готова и ждет его уже сейчас! Павел говорит: “Отныне уготован мне венец праведности” (4:8; Пер. Касс.). Эта весть пришла через вдохновенного апостола от всеведущего Бога, который знал, как Павлу по Его благодати предстояло завершить свою жизнь (см. Гал. 1:11, 12; Отк. 2:10).

Многие дети, мечтающие получить подарок, не уверены в осуществлении своего желания, потому что у отца этого подарка еще нет. Павел же знал, что его небесный Отец уже приготовил для него награду.

А какое было обещание? Господь “даст”. Хотя Бог не должен никому из нас короны праведности, Он по Своей благодати обещал ее верным (Отк. 2:10). Господь верен Своим обещаниям (2 Пет. 3:9; 1 Кор. 15:58). Павел знал, что если Господь “даст”, то он обязательно получит эту награду!

Кто дал такое обещание? “Праведный Судия” (4:8, 9). Применив все определения праведности к Христу, мы сразу видим, что Он отвечает им всем без исключения! Неудивительно, что Павел был уверен в исполнении Господом Своих обещаний!

Как бы подводя итог сказанному, Павел гарантирует эту награду всем “возлюбившим” явление Господа. Увидеть Христа хотя бы однажды - значит увидеть вечность (1 Ин. 1:13). До тех пор, пока наша любовь не пройдет через Его “явление”, она несовершенна и не испытана. Его нужно увидеть вечным, повторяющим Собой образ Бога, Которому покорны все, Кто сегодня выше всех правителей и властей, будучи главой церкви (Еф. 1:18-23; 1 Пет. 3:22; Мф. 28:18-20), и Кто вернется, чтобы судить всех (4:1).

Вера Тимофея в Христа послужила основанием для Павла заглянуть в отдаленное будущее и вдохновить его исполнить свое служение: ведь Павел был уверен в награде. Та же награда ожидает всех, кто будет идти путем веры, которым шел Павел! Давайте будем черпать мужество для продолжения своего пути в уверенности Павла!

Церковь Христа