За основу фильма взята биография Героя Советского Союза лётчика Михаила Девятаева. Консультантом на съёмках был его сын Александр. Поэтому фильм довольно близок к исторической правде.
За исключением нескольких моментов:
1. Лётчик попал в плен, так как в момент катапультирования ударился головой и потерял сознание. В фильме он в сознании, отстреливался и последнюю пулю хотел оставить для себя, но не рассчитал патронов.
2. Заключённые в концлагере довольно упитанны и активны. Хотя известно, что вес каждого сбежавшего вместе с Девятаевым не превышал сорока килограммов, то есть они были на грани измождения.
3. Не было бомбы, попавшей в ангар и чуть не повредившей самолёт. Вообще, довольно странный эпизод, непроизвольно отсылающий к фильму Михалкова «Утомлённые солнцем-2», где авиационная бомба таким же чудесным образом застряла в крыше, но не ангара, а церкви.
4. Не было в биографии лётчика сцены в автобусе (об этом рассказывает его сын), когда, к тому времени уже герой Советского Союза, Михаил Девятаев не может ответить пожилому человеку — благодаря кому он спасся из концлагеря, мол, обещал молчать.
5. И не было друга (сына этого пожилого человека из автобуса), который предал Родину, согласившись сотрудничать с немцами. Не было объятий Девятаева с этим другом, одетым в немецкую форму.
С другом-предателем ключевая не стыковка. Получается, что на одну чашу весов ставится дружба, а на другую — любовь к Родине. И Девятаев должен выбирать. Но до конца фильма так и не может выбрать.
А ведь друг предал Родину. И это не просто слова. Он одел форму противника, он воюет на их стороне, нанося ущерб нашей армии. Выбор очевиден. В советских фильмах такого выбора бы не существовало.
Вспоминается Тарас Бульба. У него выбор был ещё сложнее, но он собственноручно застрелил младшего сына, предавшего своих.
А вот про татарина по имени Фатых — всё верно. Был такой. Спас жизнь Девятаеву в концлагере, а сам погиб. Об этом и многом другом Михаил Петрович рассказывает в своём последнем интервью, записанном в 2002 году.
Ключевая сцена угона немецкого самолёта воссоздана точно по его рассказу. За исключением того, что какой-то особенной подготовки для управления немецкой техникой ему не требовалось. Важно знать, как завести моторы, а это он подсмотрел.
А дальше — на интуиции и опыте профессионального пилота, которому доводилось управлять не только нашими самолётами, но и американскими Аэрокобрами, полученными во время войны по ленд-лизу (взаймы от США).
И ещё одно несоответствие фильма и того, что рассказывал сам Девятаев в последнем интервью. По словам Михаила Петровича все его товарищи, совершившие вместе с ним побег на самолёте из концлагеря дружно запели «Интернационал» (который тогда был гимном СССР), как только почувствовали себя на свободе в небе. И никто их не уговаривал.
В фильме звучит хорошая, но всё-таки другая, идеологически нейтральная песня Марка Бернеса — «Любимый город».
Ещё по теме:
Современное исполнение песен военных лет, за которое не стыдно!
Таджикские дети, братушки-сербы и австралийские мужики, поют военные песни