Найти тему
Круто об искусстве

Самый "дикий" из фовистов.

Морис де Вламинк "В баре", 1900. Музей Кальве, Авиньон.
Морис де Вламинк "В баре", 1900. Музей Кальве, Авиньон.

Матисс считал его чрезмерно диким даже для сообщества "диких", а он пренебрежительно отзывался о декоративности и спокойствии картин Матисса и вообще его на дух не переносил.

Сегодня вспомним такое имя как МОРИС ДЕ ВЛАМИНК, который называл себя "нежным и полным необузданной свирепости варваром" и гордился тем, что нога его "не переступала порог Лувра" (считал, что такие визиты лишают художника самобытности и делают его теоретиком, а не живописцем).

Вообще-то Вламинк был музыкантом (такова была воля его батюшки) - он играл на скрипке. Правда, будучи 16-летним юношей забросил сие занятие в угоду спорту, но, как говорится, не судьба (заболел тифом и о блистательной карьере велогонщика пришлось забыть).

На жизнь он зарабатывал, давая уроки музыки и играя на скрипке в кабачках Монмантра. А еще... выступал как борец в цирке.

Но нет, он не самоучка, хотя профессионального академического художественного образования не получил - в юности брал частные уроки, поэтому элементарный набор знаний в его чемоданчике все-таки имелся.

С Матиссом Вламин познакомился в 1901 году. В 1905 он вместе с группой Матисса выставлялся на том самом Осеннем Салоне, после которого компанию обозвали "дикими" и на свет появился новый изм - фовизм.

"Что такое фовизм? Это я. Это моя манера того времени, мой способ восставать и освобождаться одновременно, отказываться от школы, от принадлежности к кому-то: мои синие, мои красные, мои желтые, мои чистые цвета без смешения тонов" (Вламинк).

Морис де Вламинк "Баржи на Сене", 1906. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.
Морис де Вламинк "Баржи на Сене", 1906. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.

Цвет стал для Вламинка выражением сильных эмоций. И именно его фовизм был действительно" диким" - выдавленную из тюбика краску он клал на холст густыми, пастозными (то есть рельефными) мазками.

Фовизм Вламинка был стихийным - фовизм Матисса спокойным и рациональным.

"Я переводил на язык цвета то, что видел, инстинктивно, без всякого метода, чтобы сказать правду не как художник, а как человек. Выжимая до конца, ломая тюбики аквамарина и киновари" (Вламинк).

Морис де Вламинк "Вид на Сену", 1906. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург
Морис де Вламинк "Вид на Сену", 1906. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург

Фовизм Вламинка далек от утешаюшего матиссовского - его Сена выглядит грязным каналом, по которому весь день снуют туда и обратно тяжеловесные баржи.

Спустя 2 года после громкой выставки, в 1907 году, художник резко меняет манеру письма - исчезают резкие цветовые контрасты, на их смену приходят холодные сине-зеленые оттенки и желтая охра. Стихия сменяется размышлением.

Причиной тому стал Поль Сезанн. Вернее, прошедшая в 1906 году его посмертная огромная выставка, которая взбудоражила умы не только Вламинка, но, кажется, всех художников от мала до велика (без этой выставки невозможны были бы и "Авиньонские девицы" Пабло Пикассо в том числе).

Морис де Вламинк "Городок на берегу озера", 1909. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург.
Морис де Вламинк "Городок на берегу озера", 1909. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург.

Магия цвета уступила место анализу формы (Сезанн "сказал", Вламинк сделал, попытался сделать, потому что все-таки, думается, переплюнуть самого Сезанна никто так и не смог).

Почему я написала "Сезанн сказал"? Потому что именно он призывал видеть прежде всего геометрию предмета (шар, конус и цилиндр, которые лежат в основе всего).

Метод этот был весьма прост: мир складывался будто бы из кубиков детского конструктора.

Художники-сезаннисты, среди которых ныне скитается и имя Вламинка, напрямую следовали этой методе. Кубисты, напротив, пошли дальше, глубже и стали абстрагировать форму от предмета (а не просто ее обобщать). В общем-то Вламинк никогда не "опускался" на уровень кубистов, живопись которых вызывала у него позывы к рвоте.

Но в чем принципиальная разница Вламинка и Сезанна? А в том, что, изображая природу, ее колорит (а пейзаж был любимой отдушиной их обоих), ученик не следовал за свето-воздушными изменениями (Сезанн всегда внимательно учитывал состояния атмосферы и света), а полностью отдавался своему душевному состоянию.

Морис де Вламинк "Городок", 1908-1909. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург
Морис де Вламинк "Городок", 1908-1909. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург

"Я вкладывал в пейзажи всю трагедию и любовь, которую приносит жизнь, всю тоску, которую она сообщает, все отчаяние" (Вламинк).

Фовистская стихийность сохранилась у него в энергии мазка (дробные, неровные ритмические повторы), который неизменно всегда подчеркивал ту "дикую" страстность живописи.

Хотя, лично мне больше по душе Вламинк-фовист, неистовый, яркий, экспрессивный, нежели спокойный и размеренный Вламинк-сезаннист, но это, конечно, дело вкуса (на мой взгляд, постфовистский период у художника вторичен, как, впрочем, и у всех сезаннистов, потому что, повторюсь, повторить Сезанна не под силу никому).

Морис де Вламинк "Пейзаж с домом на холме", 1925-1926. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург
Морис де Вламинк "Пейзаж с домом на холме", 1925-1926. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург

А потом пришла Вторая Мировая война. Читаем воспоминания немецкого офицера Вернера Ланге, который отвечал за французскую богему и находился в прямом командовании Геббельса, где сказано, что с Вламинком он особенно подружился и неоднократно бывал на приемах в загородном доме художника.

Нет, Вламинк не был нацистом и не пропагандировал их идеи, несмотря на нацистскую пропагандистскую компанию, в которую художник совместно с Дереном, Браком, Фриезом и ван Донгеном был обманом вовлечен (процесс денацификации оправдал его по всем статьям, в отличие от Дерена, для которого история с участием в нацистской пропаганде стала сильнейшим ударом и отвратила от активной общественной жизни).

Жизнь Вламинка времен нацистского господства можно охарактеризовать словами Сартра: "Поймут ли меня, если я скажу, что оккупация была невыносима, но мы к ней замечательно приспособились?".

На заглавный слайд для поста я выбрала его фовистский холст под названием "В баре" (1900), где ныне запретная сигарета есть символ бунта (а фовизм - это бунт) и примета современной жизни, ибо это время увеселительных заведений, где продавали разврат, порок и "согревающие" душу спиртные напитки.

И здесь отчетливым звоном звучат нотки Лотрека и Дега - мир гротеска и кафешантанов.

-7

И этот красный цвет (цвет любви и страсти), водруженный на великую грудь потрепанной жизнью наездницы любви, воспринимается как рана в сердце (в общем-то он с левой стороны и изображен), потому что "случаются действительно испорченные времена... С лицами, истерзанными сердечными язвами." (Бодлер)