Найти тему
Жизнь с Музыкой

Удивительная советская группа "Диалог". Часть 3/3. Наследие и незаслуженное забвение.

Удивительная советская группа "Диалог". Часть 1/3. Проблема серьезной поэзии в рок-музыке и как просто ее решил Ким Брейтбург.

Удивительная советская группа "Диалог". Часть 2/3. Фантастика и глубина Русского Языка.

Сегодня отдохнем немного от вселенных, и я просто проведу краткую историю и обзор сделанного Диалогом, в том числе перечень того, что из записанного ими сейчас можно достать. Я верю в силу этой музыки и убежден, что она и сегодня еще будет находить своего слушателя.

1978. Ким Брейтбург создает группу Диалог в г. Николаеве, Украинская ССР. Группа работает на базе Донецкой филармонии

1980. Рок-сюита – “Слово об Игоревом походе”. Ее записей не осталось. Работа на базе Кемеровской филармонии.

1981. Рок-сюита “Под одним небом” (на стихи Семена Кирсанова). Выходила в виде неофициального магнитоальбома. Можно найти два варианта, оба ужасающего качества. Тем не менее, материал просто мурашечный.

1982. Сборник “Киоск звукозаписи”. 12 песен, многие из которых в других аранжировках выйдут снова. Есть один вариант ужасающего качества (моно, один канал пленки).

1982. Рок-сюита “Я-Человек” (на стихи Марцинкявичуса). Сохранилась копия с магнитной пленки приемлемого качества. Сильнейший опус группы.

1983. Магнитоальбом “Квадратный человек”. Существует в двух различных версиях.

1983. Концерт в ДК 1-ого ГПЗ. Сохранился в приемлемом качестве.

1984. Рок-сюита “Раздели со мной” (на стихи Марцинкявичуса). Существует в двух версиях.

1984. Магнитоальбом “Эверест”. Часть песен из него выйдет потом, здесь в других аранжировках.

1985. Официальный LP “Просто”. Есть множество оцифровок и реставраций, и все проблемные – такова сама запись. Мои собственные экземпляры пластинок, которые вы можете услышать в моих статьях, еще неплохого качества и оцифрованы на хорошем оборудовании.

1985. Магнитоальбом “Рассказы и сказки”. Много известных песен с другой аранжировкой.

1985. Официальный EP “Свет в окне”. 4 песни из альбома “Просто” в худшем качестве.

1986. Официальный LP “Ночной дождь”. Та же фигня, что и с “Просто” в плане "цыканья", но качество самого материала заставляет забыть о низком качестве записи.

1986. Рок-сюита “Однажды завтра” (на стихи Кирсанова). Существует единственная концертная запись. Тем не менее, исполнение на ней великолепное.

В 1987 году Диалог круто изменил свою стилистику – отрастил хаер и выпустил хард-роковый LP “Диалог 3” (он же выходил магнитоальбомом под названием “Красный рок”). Этот момент стал первым звоночком конца группы. Да, они в принципе с самого начала развивались по всем возможным направлениям, щупая и арт-рок, и поп-рок, и хард-рок одновременно. Но выпуск ими такого диска можно расценить только как спешную попытку пробиться в мейнстрим.

Из всего альбома я могу слушать только эту песню, по той причине, что ее нельзя воспринимать серьезно. Сейчас она представляется именно умышленной пародией, шаржем и насмешкой над самими собой. Остальной же материал альбома подается на таких серьезных щах, что выглядит просто смехотворно.

Диск “Диалог 3” и вся эта новая концепция оказались провальными по двум причинам. Во-первых, хард-роковый звук для таких философов и фантастов, как Диалог, вполне следует назвать даунгрейдом. По звуку я не могу назвать этот альбом иначе как убогим. Далее, хард-рок требует совершенно другого по стилистике вокалиста. А Ким Брейтбург, обладая только чистым тембром, рок-вокалистом по определению не являлся. На этом альбом Ким пытается включить расщепление, но катастрофически неудачно, в результате получается не пение, а харкание. Это уже вынести невозможно, так что от группы тогда отвернулись многие поклонники (и я в том числе).

А во-вторых, на этом поприще уже давно развернулась недосягаемая Ария, успевшая к тому времени выпустить два бомбических альбома "Мания величия" и "С кем ты?", на подходе был "Герой асфальта", и Диалогу просто нечего было противопоставить Арии на ее поле.

Тем не менее, конец 1980-х по инерции был очень успешен для группы - они умудрились дать множество концертов во многих странах мира, и даже гастролировали в Англии, и их там заметили. Это при том, что советские музыканты столько лет прожили в изоляции от мировой рок-культуры и напрочь от нее отстали. Поэтому хоть я и с досадой отношусь к позднему периоду группы, но очень рад, что она напоследок успела урвать хоть какую-то щепотку славы и признания за свои титанические труды начала 1980-х.

1989. Экспортный LP “I Put The Spell On The Fire”. Содержит в чуть лучшем качестве фрагменты разных рок-сюит с перепутанными названиями.

1991. Официальный LP - рок-сюита “Посредине мира” (на стихи Тарковского и впервые вокалом Валерия Меладзе). Поскольку имя братьев Меладзе все еще на слуху, то пользуясь случаем напомню, что они были тесно связаны с группой Диалог. Хотя участие Валерия в Диалоге как вокалиста я не считаю удачным, несмотря на неплохой, вновь серьезный материал. Нет уже той романтики в записи. Ким бы спел тот же материал более весомо.

1993. CD “Cry Of The Hawk”. Хоть и выпущен под именем Диалог, к Диалогу имеет мало отношения. Вокал Валерия Меладзе.

1994 – н.в. "over 9000" компиляций, реставраций и т.п., никак внимания к группе не возродивших.

2004. Официальный сборник “Антология” на 6 CD. Реставрация испорчена сильным шумодавлением. К сожалению, малопригодно для прослушивания. Единственная возможность послушать рок-сюиту “Однажды завтра”.

Хочу я вам сказать, что собрать все это было нелегко. И еще сложнее было отсеять материал. У меня собралось по 3-5 версий одного и того же альбома из разных источников, звучали они совсем по-разному. А некоторых песен, с учетом их разных аранжировок – было штук по десять. Вот и представьте, сколько я времени потратил, чтобы вещи, которые я отобрал для проекта, дошли до вас в максимальном качестве.

Даже сборник “Антология” мне здесь не помог – он перекомпрессирован и перешумодавлен, при этом там не удосужились убирать даже грубые дефекты звука типа выпадения одного канала на 2 минуты. Я все это исправлял сам, подклеивал и доводил до слушабельного состояния. Хорошо хоть на некоторых новых сборниках я периодически встречаю у некоторых песен действительно нормальное звучание, свидетельствующее о проделанной работе. Но в подавляющем числе изданий – отношение к музыке просто хамское. Например, у замечательной песни “Рыбак” так и не исправили полностью “цыканье”. Никакого желания восстановить утраченное. Я же, постепенно, по песне, по изданию, и наковыриваю сборник шедевров. Например, за некоторые реставрации песен спасибо украинскому изданию 2008 года.

...

То, что сейчас делает Ким Брейтбург, не имеет ничего общего с тем, что он делал до 1991 года. Невероятно, что это один и тот же человек. Те стилевые метания, которые претерпел Диалог, говорят о том, какие мучения переживала эта музыка и музыканты, как она искала, боролась за свою жизнь. но безуспешно.

И все же группа Диалог не умерла. Да, на земле ее нет, она просто перешла куда-то выше. Она ушла куда-то, где и сейчас живет сгустком вдохновения, который периодически изливается на единичных новых, думающих музыкантов. К счастью, все еще появляются новые творцы, которые после такого озарения предпринимают новую попытку перебить тот шквал попсы и ширпотреба, которым нам уже столько лет пытаются закрыть глаза. И столько лет – безуспешно. Наши глаза и уши все равно останутся открытыми.

Диалог - Просто (Просто, 1985)

Мой рассказ о группе закроет просто лучшая песня о любви.

Диалог – спасибо тебе.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!